МОСКВА, 3 мая - РИА Новости. Московский метрополитен фактически уже не использует систему оплаты и проверки проезда в том виде, в котором она была внедрена в подземке по патенту ее предыдущего руководителя Дмитрия Гаева, сообщил РИА Новости нынешний глава метро Иван Беседин.
Гаев в 1998 году получил патент на изобретение "Автоматизированная система оплаты проезда и проверки проездных документов на транспорте". В дальнейшем с метрополитеном был заключен лицензионный договор на использование указанной системы, по которому Гаев в качестве вознаграждения получил 112 миллионов рублей.
Эта сделка заинтересовала правоохранительные органы - в настоящее время следственный департамент МВД РФ расследует в отношении Гаева уголовное дело по статье "Злоупотребление полномочиями" (максимальная санкция - четыре года заключения). Следствие заподозрило, что упомянутые 112 миллионов рублей Гаев получил незаконно.
Отвечая на вопрос РИА Новости о том, продолжает ли столичная подземка использовать запатентованную Гаевым систему, Беседин ответил: "Мы сегодня эксплуатируем систему оплаты проезда, в нее вносятся определенные изменения, уже при мне они были внесены, поэтому я не могу сказать, что это система Гаева. Эта система отличается от той, которая была, скажем, в 2010 году".
Сам Гаев, находящийся сейчас на лечении в Европе, в среду отказал РИА Новости в комментарии.
"Подземная сувенирка"
Помимо этого, ранее СМИ писали о том, что дочери Гаева Анастасии принадлежит созданная в апреле 2009 года компания "Анника групп", которая, единственная в Москве, владела лицензией на производство и продажу сувенирной продукции с символикой московского метрополитена.
Однако сейчас монополиста на этом рынке уже нет: как сообщили РИА Новости в пресс-службе московского метрополитена, ни одна компания не обладает монополией на выпуск продукции с символикой столичной подземки.
"Московский метрополитен является владельцем официально зарегистрированного товарного знака. Как владелец этого знака, в соответствии с этим правилом, право на использование символики метрополитена было предоставлено тому, кто в метрополитен обратился. Никто не обладает эксклюзивным правом на выпуск продукции с символикой метрополитена", - сказали в пресс-службе.
О том, сколько компаний обратились с заявками на право использования символики метрополитена, в пресс-службе ответить затруднились.
Связаться с представителями компании "Анника групп" РИА Новости не удалось: номер телефона, указанный на официальном сайте компании, "отключен и временно не обслуживается".
Между тем в точках продажи сувенирной продукции с символикой метро корреспонденту РИА Новости тоже не удалось найти продукции "Анники групп". Так, в книжном магазине "Москва" на Тверской улице есть открытки и книги с изображением московского метро, однако среди них продукции "Анники групп" не оказалось.
По словам сотрудников магазина, как правило, сувенирная продукция с символикой подземки поступает только по большим праздникам - например, к 75-летию столичного метро (в 2010 году). Именно к этой дате ООО "Издательство "Контакт-Культура"" выпустило буклет с фотографиями станций московской подземки. Из представленного в магазине ассортимента также была продукция ООО "Туркнига" и многочисленные открытки с изображением станций метро различных издательских домов.
Электронные билеты
Кроме того, в связи с именем Дмитрия Гаева СМИ часто вспоминали его сына - Владимира. Ранее он был генеральным директором компании "Ситроникс Смарт Технологии" ("ССТ"), входящей группу "Ситроникс", которая владеет единственным поставщиком электронных билетов для метро столицы - ОАО "НИИ молекулярной электроники и завод Микрон".
По итогам прошедшего в конце прошлого года тендера на поставку билетов, до 2013 года этим продолжит заниматься предприятие группы "Ситроникс" - однако уже без Владимира Гаева. В июне 2011 года, то есть через несколько месяцев после ухода своего отца с должности главы метро, он покинул "ССТ ".
В компании смену руководства объяснили планами по увеличению доли рынка. В пресс-службе "ССТ" РИА Новости тогда заявили, что "для реализации обновленных бизнес-целей" в команду были привлечены опытные управленцы, а "изменения кадрового состава затронули все уровни топ-менеджмента".
Как сообщалось, в марте 2011 года Генпрокуратура добилась возбуждения уголовного дела в отношении Гаева по статье "Злоупотребление полномочиями". Из материалов дела следует, что в 1997 году государственным унитарным предприятием (ГУП) "Московский метрополитен" в соответствии с заключенными договорами получил оборудование и внедрил автоматизированные системы оплаты проезда в подземке с применением магнитных билетов.
Согласно патентному законодательству, патент на изобретение может быть получен на предприятие. По данным Генпрокуратуры, Гаев, пользуясь своим служебным положением, получил патент не на возглавляемое им ГУП, а на физическое лицо, то есть на себя, извлекая личную прибыль от использования этой системы в качестве авторских отчислений.
Также, как начальник метрополитена, Гаев заключил лицензионный договор на использование системы с 1999 по 2010 годы. Сделка принесла ему за все 11 лет 112 миллионов рублей авторских вознаграждений, установила Генпрокуратура.
Спустя год, 26 марта 2012 года, следственный департамент МВД РФ сообщил, что дело в отношении Гаева прекращено - специалисты сочли законным получение им вознаграждения от подземки за свои патенты. Генпрокуратура 11 апреля отменила постановление о прекращении уголовного дела, сочтя его незаконным.