Другие материалы из экспедиции "От Белграда до Одессы" >>
Поезда в Румынии, как, впрочем, и везде на Балканах, не отличаются пунктуальностью, это стоит иметь в виду при планировании самостоятельного путешествия. Так, наш поезд, следовавший из Тимишоары в Бухарест, неспеша подкатил к столице на полтора часа позже намеченного срока. Самым ярким в прямом и переносном смысле впечатлением от поездки стали стихийные свалки мусора у железной дороги практически на всем ее протяжении - ветер "заботливо" разбрасывал по окрестностям разноцветные полиэтиленовые пакеты. Зрелище удивительное, Гринпис точно бы этого не одобрил.
Принципиально не желая брать такси на вокзале, мы отправились на поиски гостиницы пешком. Протопав по жаре с потяжелевшим за неделю путешествия по Сербии чемоданом добрых пару километров и найдя, наконец, хоть какую-то табличку с названием улицы и номером дома, мы поняли, что пошли не в ту сторону. Кстати, с указанием названий улиц и номеров домов в Румынии действительно есть проблемы. Видимо, считается, что местные жители и так все знают, а иностранцев пока не настолько много, чтобы озаботиться такой ерундой, как таблички на домах.
Мы вынуждены были "ретироваться". Но каково же было наше удивление, когда гостиница оказалась вновь, как и в Тимишоаре, через дорогу от вокзала. Снова удобное расположение, но на этот раз без горячей воды.
Ополоснувшись под холодным душем (судя по отзывам на Booking.com, горячей воды в здешних номерах не бывает очень часто), бодрые, но не очень веселые, мы ступили на горячий асфальт пропеченного Бухареста - шутка ли, 30 градусов по Цельсию и палящее солнце. До центра добирались на метро, которое, надо сказать, приятно удивило: новые поезда, очень широкие (если сравнивать с московскими), при этом весь поезд - как один вагон, то есть можно беспрепятственно пройти от начала до конца всего состава. Загоревшихся шалунов предупреждаем - по составу ходит человек в форме и с дубинкой.
Интервалы между поездами немаленькие, но электронное табло на станциях всегда подскажет, когда прибудет следующий состав. Кстати, если вы приезжаете в Бухарест ненадолго, можно приобрести так называемый туристический билет на метро, который действует в течение всего дня без ограничения количества проходов. Стоит он шесть румынских лей, то есть примерно 55 рублей, и продается прямо в метро.
Первым пунктом нашей программы был Старый город. Мы вышли из метро на станции "Университет" и, немного поплутав с картой, нашли старую русскую церковь Николая Чудотворца. Она строилась в начале ХХ века на деньги из России (около 600 тысяч золотых рублей). Сейчас храм отдан румынскому университету, здание которого находится рядом.
За церковью скрывались узкие улочки Старого города, центральная из них - улица Липскани (Lipscani). В целом Старый город напоминает большинство исторических центров в городах Старого Света. Чувствуется, что местные власти активно приводят его в порядок - как никак страна уже без малого пять лет в объединенной Европе. Но у этого процесса есть и обратная сторона: уже отреставрированные здания соседствуют с полуразвалившимися домиками, которые только ждут своей участи - разрушат их или доведут до ума. То тут, то там приводят в порядок брусчатку, и "отходы производства" лежат здесь же, рядом с уютными кафе и маленькими магазинчиками. Все же хочется надеяться, что этот процесс когда-нибудь завершится: у Бухареста явно неплохой туристический потенциал.
В лабиринте улиц мы отыскали Старый двор (Curtea Veche) - руины дворца, построенного еще во времена правления Влада Цепеша, послужившего прототипом графа Дракулы. Сейчас его тоже активно приводят в порядок, а за реконструкцией зорко следит сам господарь Валахии - точнее, его бронзовый бюст, установленный здесь же.
За прогулкой по Старому городу следовал выезд на свежий воздух - в парк Херестреу. Нашей целью был Музей села, где под открытым небом собраны домики со всех регионов Румынии. Кстати говоря, надо признать, что Бухарест - очень зеленый город, парков в нем предостаточно, что надо поставить ему в заслугу. В Херестреу, помимо посещения Музея села, можно просто отдохнуть, поплавать на катамаране по озеру, погулять по дорожкам в тени деревьев - одним словом, рай для тех, кто хочет убежать из душного города, не покидая его.
Уехать из Бухареста, не посмотрев на Дворец парламента - знаменитое творение эпохи Чаушеску, - мы не могли. Поэтому прямо из парка отправились к нему и теперь лично можем подтвердить: Чаушеску мыслил масштабно! Здание начали возводить в 1984 году, для его строительства разрушили значительную часть Старого города, из-за чего Бухарест потерял звание "маленького Парижа". Зато теперь здешний парламент входит в Книгу рекордов Гиннесса как одно из крупнейших административных зданий в мире.
Возможно, мы многого и не увидели, однако общее впечатление о столице составили: большой, монументальный город, требующий таких же вложений, которые, безусловно, принесут свои дивиденды в виде толп туристов со всего мира. Конечно, даже при выполнении этих условий Бухаресту сложно будет претендовать на лавры, скажем, Праги или Будапешта, но свою нишу он точно занять сможет.
А пока город строится и реставрируется, мы отправляемся в Брашов - пожалуй, самое привлекательное туристическое направление Румынии. Туда, где окрестности пронизаны духом страшилок о кровожадном графе Дракуле.
Владислав Петрович, Юлия Медведовская