МОСКВА, 28 апр - РИА Новости. Министр регионального развития Виктор Басаргин, которого еще месяц назад называли одним из возможных кандидатов в губернаторы Подмосковья, неожиданно возглавил совсем другой регион - Пермский край. На посту министра Басаргин запомнился прежде всего масштабными кампаниями: это помощь моногородам, постройка жилья для погорельцев после природных пожаров 2010-го и, конечно, обеспечение жильем сотен тысяч ветеранов войны.
В субботу президент России Дмитрий Медведев принял отставку пермского губернатора Олега Чиркунова, подавшего заявление об уходе по собственному желанию, и назначил Басаргина временно исполняющим обязанности главы региона. Басаргин освобожден от должности руководителя Минрегиона, его обязанности исполняет замминистра Владимир Токарев.
Басаргин возглавил Минрегион в октябре 2008 года, почти сразу после "рокировки" Владимира Путина и Дмитрия Медведева, когда первый из президентов перешел в премьеры, а второй из первых вице-премьеров в президенты. Выходит, что и покидает он этот пост перед возможной "рокировкой", только уже обратной: 7 мая пройдет инаугурация Путина, а Медведев может стать премьер-министром.
Возглавляемое Басаргиным министерство иногда называют "монстром" в том смысле, что оно многолико и различные его функции очень далеки друг от друга: развитие регионов и сфера ЖКХ, строительство и межнациональные отношения, стратегическое планирование и согласование инвестпроектов, возвращение соотечественников и региональные ФЦП. И даже восстановление Южной Осетии и помощь Абхазии.
Однако не исключено, что широкой общественности деятельность Басаргина может запомниться не по профильной (или "многопрофильной") работе: множеству разработанных строительных СНИПов и поправок в законы, почти завершенному территориальному планированию в муниципалитетах и уже завершенным стратегиям развития всех восьми федеральных округов.
Так вышло, что на виду оказались несколько масштабных социальных кампаний, которые Минрегиону дали, что называется, "в нагрузку". Прежде всего это обеспечение жильем ветеранов Великой Отечественной войны. Вряд ли найдутся доводы против того, чтобы занести решение этой проблемы Басаргину в актив.
Басаргин и 200 тысяч ветеранов
Решить проблему жилья для ветеранов президент Медведев потребовал осенью 2009 года в ежегодном послании парламенту. Денег выделялось достаточно - столько, сколько запрашивали на своих ветеранов регионы. Поэтому задача губернаторов состояла не в выбивании и освоении средств, как обычно, а в том, чтобы быстро конвертировать их в реальные квартиры для реальных ветеранов.
Соответственно, перед Минрегионом и Басаргиным лично стояла задача контролировать и "подгонять" людей на местах. Делалось это в виде селекторных видеосовещаний (в "горячую пору" - еженедельных), выездов на место как рабочих групп, так и Басаргина и его заместителей, подготовкой рекомендаций и методичек, помощи во взаимоотношениях с поставщиками ресурсов и другими "большими" организациями. Едва ли не на каждом селекторе представителей регионов "пинали" по поводу сообщений в СМИ о нарушении интересов ветеранов, некачественном строительстве, халатности чиновников.
В итоге в установленные Медведевым жесткие сроки уложиться удалось. Уже к 9 мая 2010 года, то есть за полгода, удалось закрыть вопрос по "первой очереди", в которой стояли почти 30 тысячам ветеранов, вставшие на учет еще до принятия нового Жилищного кодекса в марте 2005 года.
Параллельно начали решать вопрос с "новыми очередниками", однако здесь столкнулись с тем, что сам факт внимания Медведева к проблеме вызвал резкое увеличение очереди - многие узнали о своем праве на жилье из выступления президента по телевизору. После послания Медведева к примерно 50 тысячам вставших на учет ветеранов прибавились еще более 200 тысяч.
В целом с этим форс-мажором Басаргин и губернаторы справились. За цифрой 175 тысяч (число очередников на начало 2011 года) угнались через год, за это время прибавилось еще 65 тысяч. Сейчас необеспеченными остаются около 40 тысяч вставших на учет, квартиры с начала кампании получили уже более 200 тысяч человек.
"Второе МСЧ"
Минрегион в полной мере оправдывал свою сущность "министерства всего и вся" в моменты бедствий национального масштаба. Экономический кризис 2009 года оставил без работы миллионы людей и даже целые населенные пункты - и одновременно обеспечил дополнительной работой Минрегион, ставший ответственным за моногорода. Басаргину пришлось заниматься инвестпроектами, которые помогли бы создать новые производства и источники рабочих мест - это должно было избавить такие города от излишней зависимости от градообразующих предприятий.
Лесные пожары лета и осени 2010 года добавили Минрегиону функции, более привычные для МЧС и Минприроды. И опять, как и в случае с моногородами и другими кампаниями: бесконечные селекторные совещания, выезды на место, инспекции, разработка и корректировка плана действий. Фактически "ручное управление" восстановлением каждого населенного пункта.
Аномально жаркое лето 2010 года в России. Справка >>
Могут быть сомнения, какую оценку выставить Басаргину за кампанию по спасению моногородов. Там были эффективные решения, не связанные с Минрегионом - например, личный приезд Путина в Пикалево или программа утилизации старых авто, давшая новые заказы АвтоВАЗу и работу тольяттинцам. Зато, без сомнения, попадает в "копилку" Басаргина ликвидация последствий лесных пожаров. Наверное, ближайшие по времени аналоги столь масштабной стройки, ограниченной во времени наступлением зимы, да еще и точечно распределенной по огромной территории, можно искать разве что в истории ударных советских пятилеток.
Неоднозначной для Басаргина получается история с обманутыми дольщиками (Минрегион курирует и эту проблему). Изначально Путин потребовал решить проблему к середине 2012 года, называлась даже конкретная дата - 1 июля. Однако сейчас говорят уже о конце года как о сроке, когда дольщики в основном должны получить свои квартиры. Пока из почти 85 тысяч большая часть их не получила.
На одном из президиумов правительства Басаргин пожаловался Путину на МВД, которые довело до конца только семь уголовных дел против недобросовестных застройщиков. С одной стороны, это снимает с Басаргина часть ответственности, потому что сам он уголовные дела вести не может. С другой стороны, фактически это было признание, что с исполнением поручения премьера могут возникнуть проблемы, то есть дольщики в символическую "копилку" пока на 100% не попадают.
Не вполне удачная программа и не вполне удачный приказ
По крайней мере одна неудача случилась у Басаргина с развитием едва ли не самого чувствительного для федерального руководства региона - Северного Кавказа. Минрегион разработал и летом 2011 года презентовал программу развития СКФО, которая с порога была отвергнута Минфином и Минэкономразвития. Оба ведомства отказались согласовывать выделение на программу 4 триллионов рублей.
Лишь спустя полгода стало известно, что позиции трех министерств все-таки удалось согласовать. Правда, как признали в ведомстве Басаргина, это уже совершенно другая программа.
Минрегиону пришлось отказаться от территориального принципа планирования. Теперь программа представляет собой совокупность около 40 всероссийских отраслевых программ в той их части, которая касается Северного Кавказа. То есть программы разрабатываются отраслевыми министерствами, которые должны согласовывать в Минрегионе все связанное с СКФО. К этим 40 составляющим добавлена еще одна (обеспеченная финансированием), за которую отвечает только Минрегион и с помощью которой он может маневрировать.
Сам факт, что позиции в итоге удалось согласовать, может быть и плюс Басаргину. Однако вряд ли ему на руку фактическое поражение в борьбе за свой вариант программы, а также изначальный конфликт с Минфином и Минэкономразвития и связанная с этим отсрочка (Минрегион прогнозирует окончательное принятие программы к концу года).
В пассив Басаргину многие заносят и историю с перечнем исторических поселений, который он подписал в 2010 году вместе с министром культуры Авдеевым. В список из 41 города не попала, например, Москва - а ведь только в городах с "историческим" статусом генпланы должны учитывать охрану объектов культурного наследия. Возникли опасения, что в Москве можно будет действовать без оглядки на историческую ценность объектов.
Среди других "странностей" перечня - отсутствие там древнего Нижнего Новгорода, или еще более древнего Пскова. Несмотря на то что подписанный министрами приказ содержал пункт, согласно которому список может быть пополнен, остается осадок от самого факта, что перечисленные города изначально не были туда внесены.