Москва стала одним из последних регионов, где вводится новая система оплаты труда (НСОТ) учителей. В 2011 году с приходом на должность мэра Сергея Собянина начата реализация проекта по развитию общего образования в столице. Одна из задач проекта - переход на НСОТ, в основе которой - ученико-час: модель, апробированная в середине 2000-х годов в Тюмени. Как новые принципы оплаты труда педагогов могут повлиять на качество школьного образования, в интервью РИА Новости рассказывает директор московской школы № 1995 Елена Норенко.
- Елена Ивановна, из чего складывается зарплата учителя в вашей школе?
- В основе базовой части зарплаты - ученико-час. Так как для каждого ученика надо не только разработать индивидуальную образовательную траекторию, но и реализовывать ее ежедневно на каждом уроке, то и оплата теперь учитывает и интенсивность работы, и число учеников у учителя. Чем больше учеников и часов - тем выше зарплата. А число учеников увеличится, только если школа дает хорошее образование.
На учительскую зарплату влияют и коэффициенты - коэффициент ответственности в 9-х и 11-х классах, коэффициент профильности. В отличие от многих других школ у нас есть коэффициенты за риск - для учителей физкультуры и учителей технологии: на этих уроках ни на минуту нельзя отвлекаться - неправильное обращение ребенка со спортивным снарядом или со швейной машинкой чревато травмой.
Есть и специальная часть, где учителю оплачивается внеклассная работа - консультации, проекты, спецкурсы (по расширению компетенций учащихся, связанные с социализацией). Всегда платили за проверку тетрадей, а сегодня задания по всем предметам выполняются и в тетрадях, и на электронных носителях, и в режиме он-лайн. Работа усложнилась - оплата повысилась. Один из наших приоритетов - работа классного руководителя, за нее вводится доплата.
А 25 процентов фонда оплаты труда - это согласованная с управляющим советом стимулирующая часть, то есть оплата за результат и качество,. К следующему учебному году предполагаем увеличить ее объем до 30 процентов.
- Во многих регионах учитываются еще стаж и образование учителя. А у вас?
- Я не понимаю смысла таких надбавок. Можно быть молодым или немолодым специалистом, не иметь достаточного опыта, но замечательно работать. Зачем нужна доплата за стаж, если человек и за 20 лет не достиг профессиональных высот? Стаж и квалификационная категория далеко не всегда соотносятся с качеством и результатом.
- А что соотносится?
- Это самый сложный вопрос. Мы считаем, что один из показателей - динамика. Вот учитель взял класс, в котором у 10 учеников "два" по математике. Спустя определенное время - уже 6 двоек. Это позитивная динамика, учитель достоин поощрения. Если динамики нет, но класс весь год работает "на высоте", то и стабильность - достойный аргумент для дополнительных выплат.
Важны и победы на олимпиадах, результаты ЕГЭ и ГИА: мы разработали шкалу баллов для оценки на каждом уровне, доплачиваем за высокие результаты - это объективные показатели. Не оставляем без поощрения и победы в творческих конкурсах, спортивных соревнованиях.
- Однако учитель может завышать оценки...
- У нас есть "группа качества", состав которой меняется каждый триместр, то есть за год-два в ней успевают поработать все учителя. Срезы знаний, организуемые группой качества, проводятся постоянно. 4 раза в год это происходит с привлечением внешних экспертов - родителей, представителей Московского центра качества образования. Так что объективность обеспечить возможно. К тому же результат работы одного учителя почувствует в своей работе другой учитель: например, знания об окружающем мире, полученные в 5-м классе, дети продемонстрируют на разных предметах в 9-м классе.
- Учителя, не получающие высоких доплат за качество, не обижаются?
- Обижаться можно лишь на себя. Средняя зарплата учителя в школе около 70 тысяч рублей. Расчеты прозрачны: есть список показателей по специальным и стимулирующим выплатам. Ошибки случаются. Так, учителю не заплатили за проведение концерта в выходной день, но быстро возместили.
Возможно, что-то в системе оплаты мы еще скорректируем.
- Бюджет школы выдерживает такую нагрузку? Ведь если все учителя будут хорошо работать - придется всем платить много.
- Сколько "стоит" один балл при расчете стимулирующих выплат, решает управляющий совет, исходя из того, сколько денег в фонде оплаты труда. Школа работает в условиях нормативно-подушевого финансирования: за каждым учеником - норматив. Школа востребована - детей у нас больше, чем предполагает проектная мощность.
Распоряжаться деньгами школа может самостоятельно. Раньше, когда школа финансировалась по смете, расходы были жестко расписаны - как если бы вам выдавали 5 рублей на обувь и 10 - на бензин, даже если у вас нет машины. А сейчас, если мы сэкономили на коммунальных платежах, то в конце года учителей ждут бонусы. Все дело - за высококачественной работой педагогов.
Материал подготовила Екатерина Рылько (НИУ ВШЭ), специально для РИА Новости