Летом границы Москвы значительно расширятся за счет территорий Подмосковья. О том, как МЧС столицы готовится к обеспечению безопасности на новых землях, с большим количеством лесов и водоемов, а также о том, какими сложностями для пожарных и спасателей грозит разрастающийся мегаполис, в преддверии Дня пожарной охраны рассказал в интервью специальному корреспонденту РИА Новости Анне Гальчевой заместитель начальника ГУМЧС по Москве полковник внутренней службы Юрий Беседин.
- С 1 июля в состав столицы войдет порядка 160 тысяч гектаров территорий Московской области, это 21 муниципальное образование. Как будет обеспечиваться безопасность земель "новой Москвы"?
- Совместно с правительством Москвы мы практически проработали вопросы, касающиеся обеспечения безопасности на присоединяемых территориях. Мы проехали все эти территории, проанализировали риски, которые угрожают населению. Надо учитывать, что к Москве присоединяется большое количество лесов.
Сейчас с департаментами природопользования и ЖКХ мы наметили большой план по наведению порядка в этих лесах, создаем группировку сил для тушения лесных и торфяных пожаров.
Люди, которые проживают на этих территориях, не должны почувствовать, что что-то изменилось в худшую сторону. Сейчас там работают противопожарная служба, областные структуры. С 1 июля мы предполагаем создать управление МЧС на новой территории.
Сейчас у нас 10 управлений ГУМЧС по территориальным границам округов, мы хотим создать 11-е, чтобы эффективно управлять подразделениями, которые будут там находиться.
С учетом этого там будет создан отряд федеральной противопожарной службы. Что касается пожарных частей, на первом этапе мы укомплектовываем там три федеральные противопожарные части и три подразделения, которые сейчас входят в областную структуру - Мособлпожспас.
Нужно позаботиться и о том, чтобы люди, набирая "01" или "112", попадали в московские подразделения, а не областные. На новых территориях мы хотим внедрить
действующую сейчас в столице автоматизированную систему вызова подразделений на ЧС. Человек звонит на "01", называет свой адрес, на карте тут же высвечиваются эти координаты и показывается, какая пожарная часть находится ближе всех, диспетчер направляет дежурный караул этой части на вызов.
- Значительный прирост территорий не повлияет на время прибытия подразделений МЧС по вызовам?
- Существует федеральный закон "О техническом регламенте", он предусматривает прибытие подразделений пожарной охраны в городских поселениях в течение 10 минут, в сельской местности - 20 минут. С учетом того, что де-юре эти территории становятся городскими, мы должны обеспечить реагирование караулов наших частей в течение 10 минут в любую точку новой Москвы.
Это очень серьезная задача, требующая больших финансовых средств. Поэтапно мы сделаем все возможное. Уже сейчас определяется расписание выездов пожарных частей, проводится большая работа. В Москве действует программа "Безопасный город", в которой есть наша подпрограмма, касающаяся безопасности при чрезвычайных ситуациях. Уже сейчас мы перераспределили часть средств этой программы, для того чтобы закупать технику и передавать ее на новые территории.
- Насколько хорошо оснащены современной техникой пожарные части и спасательные отряды Москвы? Планируется ли расширение технического парка для новых территорий?
- Московский гарнизон пожарной охраны сегодня оснащен во многом уникальной техникой. Москва - один из субъектов федерации, где создана своя авиационная структура - Московский авиационный центр. В условиях городской застройки нет аналога применению авиации для борьбы с огнем. Как правило, авиация используется для тушения площадных пожаров. В условиях плотного столичного трафика, при возникновении крупных пожаров, особенно в промышленной зоне, мы применяем авиацию.
Так было и при пожаре в башне комплекса "Москва-Сити". Для тушения огня в многоэтажных зданиях у нас есть 30, 50, 95 и 101-метровые подъемники. Говорят, наш 101-метровый подъемник чуть ли не единственный в Европе. Но когда пожар происходит на высоте 270 метров, приходится тушить с воздуха. Кроме того, применение высоких подъемников зависит и от погоды. А погода во время пожара в "Москва-Сити" была неблагоприятная, поэтому использовалась другая тактика тушения - путем установки мотопомп и подъема воды на верхние этажи.
Вообще подъемники распределены по районам города, где есть высотная застройка. Мы планируем закупку высотных подъемников и для присоединяемых территорий. Там есть поселки, где строится современное высотное жилье.
Не стоит забывать и о пожарном водоснабжении на новых территориях. Когда мы приезжаем на пожар в городе, мы устанавливаем машину на гидрант, наши хорошие партнеры из Мосводоканала включают его на повышенном давлении. На новых территориях гидрантов в большом количестве нет. Нам придется решать вопросы тушения пожаров только с использованием открытых водоемов. Для этого нужна серьезная рукавная база, чтобы проложить магистраль. Мы планируем закупить, в числе прочей техники, уникальный рукавный автомобиль, с помощью которого можно проложить до двух километров трубопровода - и все это в одной машине. Также будем закупать технику для тушения пожаров в лесах и др.
Наши поисково-спасательные станции на воде сейчас достаточно серьезно оснащены. Там есть и катера на воздушной подушке "Хивус" для работы зимой, и квадроциклы, хорошее водолазное оборудование. В городе сейчас 23 станции спасения на воде, учитывая присоединение новых территорий, этого катастрофически мало.
- Сейчас у всех на слуху пожар в башне "Восток" бизнес-центра "Москва-Сити". Тогда, к счастью, жертв удалось избежать, но что было бы, если бы здание было достроено и в офисах работали люди?
- Уникальность этой ситуации в том, что небоскреб не был достроен. Если бы пожар случился в уже принятом к эксплуатации здании, все могло бы развиваться по другому сценарию. В таких зданиях, как правило, создаются серьезные системы дымоудаления, пожаротушения, которые позволяют локализовать пожар на начальном этапе. Когда здание еще строится, работающих систем там пока нет. Соответственно, приходится тушить пожар другими способами, "вручную".
- Город растет не только вверх, но и вглубь, в Москве много крупных тоннелей. Как обеспечивается безопасность на объектах подземной инфраструктуры?
- Мы стараемся держать руку на пульсе и оперативно реагировать на изменения в инфраструктуре города. Когда в столице начали строить тоннели - Лефортовский, Гагаринский, Троице-Лыковский - в этих районах были созданы отряды МЧС. Строится тоннель - рядом с двух сторон появляются пожарные части, оснащенные самой современной техникой.
Для работы на объектах повышенной сложности, в том числе, в тоннелях, специально создавался Пожарно-спасательный центр. Для него закупалась уникальная техника: как пожарные автомобили, так и машины для доставки аварийно-спасательного инструмента и спасателей. Это, как правило, машины на базе Mersedes, Magirus, они небольшие, но оснащены соответствующим образом.
Тоннели проектируются с учетом всех требований безопасности, мы плотно работаем с проектировщиками. Практически во всех тоннелях выделена полоса для движения автомобилей экстренных служб. Кроме того, на определенных расстояниях в автомобильных тоннелях сделаны аварийные выходы, через которые можно проникнуть в тоннель и доставить туда необходимое оборудование.
Тоннели также оборудованы средствами вентиляции и пожаротушения. Очень важно, чтобы все это работало, чтобы еще до прибытия пожарных можно было локализовать огонь.
- Москва - это город, который большую часть дня стоит в пробках. Часто ли бывает, что пожарные автомобили теряют время из-за загруженных дорог и водителей, которые не пропускают спецтранспорт?
- Я бы не сказал, что это случается часто. В последнее время водители стали уважительнее относиться не только к экстренным службам, но и друг к другу. Бывают, конечно, случаи, когда пожарную машину не пропускают: как говорится, в семье не без урода. Но сказать, что это система, я не могу. Таких случаев наперечет...
- В пожарно-спасательном отряде № 207, который базируется в "Москва-Сити", есть подразделение мотоциклистов на двух мотоциклах BMW. В каких случаях спасатели пользуются этим транспортом?
- Как правило, это выезды на ДТП, но, в принципе, применение им можно найти везде.
На мотоцикле много оборудования не привезешь, поэтому они, в первую очередь, используются в целях разведки. Для нас очень важно как можно быстрее получить объективную информацию. В условиях серьезных пробок мотоциклетная группа первой может прибыть на место ЧП и передать подробную информацию, что позволит диспетчерам принять правильное решение по отправке сил на место.
Мотоциклы оснащены контейнерами для перевозки простейшего оборудования для деблокации при ДТП, средствами оказания первой медицинской помощи. Главный недостаток этого транспорта - в Москве его нельзя использовать круглый год.
- Планируется ли расширение парка мотоциклов в подразделениях МЧС Москвы?
- Это хорошая мысль. Но сейчас у нас есть более серьезные и важные задачи, на которые можно потратить финансовые средства. Первоначально это подразделение было создано в качестве эксперимента, и в Москве оно было первое. Потом мотоциклисты МЧС появились в других городах. Пока мы не планируем расширять это подразделение, но в будущем это возможно.
- Даже небольшое ЧП в метро способно вызвать транспортный коллапс в городе. В чем особенности и сложности работы спасателей и пожарных в подземке?
- Московский метрополитен очень серьезно сотрудничает с МЧС в вопросах обеспечения безопасности. Произошедшие в прошлые годы теракты (на Лубянке, Парке культуры, на перегоне между Автозаводской и Павелецкой и т. д.) многому нас научили. Сейчас два раза в неделю по ночам пожарные части проводят на метрополитене пожарно-тактические учения и тренировки.
Одной из проблем при прошлых ЧС в метро была связь. Сейчас этот вопрос практически решен. Мы закупили ретрансляторы, позволяющие провести в метро проводную связь.
Самой большой проблемой остается доставка личного состава к месту взрыва или пожара, если это случилось на перегоне. Спасателям надо на себе тащить инструменты, а обратно тем же путем эвакуировать людей. И поверьте - это очень тяжело. Но в этом направлении ведется работа. Мы обсудили с руководителем метрополитена возможность оборудования тоннелей специальными тележками. Идею предложил погибший в 2010 году при исполнении служебного долга полковник Евгений Чернышев, Герой России.
Это сделанные из легкого металла тележки, которые можно установить в тоннеле и при необходимости легко поставить на рельсы, нагрузить их инструментом и толкать или тянуть за собой. Также они могут использоваться для эвакуации пострадавших. Сейчас мы стоим на этапе согласования вопросов закупки, рассчитываем примерное количество таких тележек, определяем потенциально опасные участки московского метро.
- Москва - город повышенного риска. Что больше всего осложняет работу пожарных и спасателей в огромном мегаполисе?
- Москва - мегаполис, имеющий огромную инфраструктуру. Плотная жилая застройка, множество промышленных предприятий, большое количество высотных зданий, подземных объектов, есть водные объекты, леса. Каждый из этих факторов несет в себе повышенную опасность. Мы стараемся идти в ногу с развитием города, создаем соответствующие службы, готовим людей в соответствии с рисками, которые возникают.
Самое трудное - сделать горожан участниками этого процесса. Забота о безопасности должна стать нормой жизни. Вопрос безопасности - это личный вопрос каждого человека, это культура, в конце концов.
Конечно, сотрудники МЧС приедут. В Москве время прибытия подразделений МЧС, с учетом пробок, - 6-7 минут. Но эти минуты тоже играют роль. Человек должен знать элементарные правила поведения при пожаре или другой чрезвычайной ситуации. Эти правила можно узнать в различных источниках информации: в средствах массовой информации, специальной литературе, в интернете и т.д. Человек должен хотеть научиться безопасности. Только при этом условии мы будем жить в безопасном городе.