Рейтинг@Mail.ru
Сценографию Большого театра за 100 лет представят на выставке - РИА Новости, 27.04.2012
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Искусство
Культура

Сценографию Большого театра за 100 лет представят на выставке

Читать ria.ru в
Выставка "Сценография Большого театра: искусство декорации и костюма", на которой будет представлена ретроспектива театрально-декорационного искусства с 1830 по 1950 годы, пройдет в музейно-выставочном комплексе Школы акварели Сергея Андрияки с 27 апреля по 25 июня, сообщили РИА Новости в пресс-службе театра.

МОСКВА, 27 апр - РИА Новости, Наталия Курова. Выставка "Сценография Большого театра: искусство декорации и костюма", на которой будет представлена ретроспектива театрально-декорационного искусства с 1830 по 1950 годы, пройдет в музейно-выставочном комплексе Школы акварели Сергея Андрияки с 27 апреля по 25 июня, сообщили РИА Новости в пресс-службе театра.

В экспозиции будут представлены эскизы декораций, фрагменты костюмов, театральный реквизит и фотодокументы из собрания музея Большого театра. Зрители увидят работы знаменитых художников, сотрудничавших с театром, в числе которых Поленов, Васнецов, Коровин, Вильямс, Головин и Федоровский.

"Подобные выставки сценографии мы уже устраивали в Большом и Малом Манеже к юбилеям театра и Константина Коровина, - сказала РИА Новости директор Музея Большого театра Лидия Харина. - Но тогда они проходили с участием музеев - им. Бахрушина, им. Глинки и других. Особенность нынешней выставки состоит в том, что она полностью составлена из экспонатов Музея Большого театра, самого большого театрального музея страны, фонды которого насчитывают 200 тысяч предметов".

Открывают выставку работы Карла Вальца, которому принадлежит особая роль в становлении сценографии Большого. Его сотрудничество с театром длилось 65 лет и было отмечено многими нововведениями. Вальц впервые использовал темноту на сцене при смене декораций, заменил химический дым паром. К его фирменным приемам относятся сценические полеты и выезды.

Внимание посетителей выставки несомненно привлечет эскиз декорации Василия Поленова к опере "Уриэль Акоста" 1884 г. Если раньше к работе над спектаклем привлекалось несколько художников - один занимался архитектурными декорациями, другой писал пейзажные картины, то с приходом в театр Поленова ситуация изменилась в корне. Вместе с Васнецовым он привнес в сценографию принцип "единой картины". Театральный художник становится не только автором декораций, но и решает проблему стилистической и композиционной целостности спектакля.

Большой раздел экспозиции посвящен эскизам декораций и костюмов Константина Коровина и Александра Головина. Работы последнего всегда отличались повышенным эмоциональным строем, монументальностью и напряженностью колорита. Совершенно другую образную структуру декораций представлял Коровин, который переносил на сцену манеру импрессионистической живописи. Особую любовь он испытывал к сказочной теме, к русскому фольклору. На выставке можно увидеть его эскизы к операм "Сказание о невидимом граде Китеже" Римского-Корсакова и "Руслан и Людмила" Глинки.

Послереволюционные годы были отмечены экспериментами во всех областях искусства, включая и сценографию, где в те времена присутствовал импрессионизм, модерн, лубок и конструктивизм. Одним из новаторов тех лет был Федор Федоровский. Художника пригласили в Большой в 1921 году на должность заведующего художественной частью. За годы работы на главной сцене страны он прошел путь от авангарда до соцреализма. Продолжая традиции Коровина, Федоровский утвердил на сцене Большого театра живописный стиль оформления спектакля, основанный на восприятии музыкального текста произведений.

Завершают экспозицию работы мастера станкового и театрально-декорационного искусства Петра Вильямса. В совершенстве владея приемами сценографии, художник постепенно отходит в оформлении спектаклей от чистой живописи. Впервые на советской сцене Вильямс использует тюль, транспаранты и аппликации. Огромное значение он придавал свету. В экспозиции представлены эскизы его декораций и костюмов к спектаклю "Золушка" 1945 г.

Посетители выставки помимо работ художников, смогут увидеть пуанты знаменитой балерины Екатерины Гельцер, фрагменты костюма выдающейся певицы Антонины Неждановой и театральные программки начала прошлого века.

"В наших ближайших планах - подготовка к выставке, посвященной выдающемуся оперному режиссеру Борису Покровскому, которая будет приурочена к премьере оперы "Чародейка", - сказала Харина. - Надеемся, что она состоится уже в Большом театре. Наша главная забота сегодня - подготовка и открытие выставочных площадок в здании театра. Они разместятся в музейно-хоровом зале и зале, расположенном под квадригой".

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала