МОСКВА, 25 апр - РИА Новости, Дмитрий Филонов. Интернет дает новые большие возможности для развития предпринимательства и внедрения новых технологий, помогает развитию экономики, меняет работу руководства компаний. Под влиянием интернете меняется общество. Впрочем, в ближайшее время изменится и сам интернет, считают участники форума Big Tent, прошедшего в среду в пресс-центре РИА Новости и организованного по инициативе компании Google.
Главной темой форума стало влияние интернета на экономику развивающихся стран, общество в России и культуру.
Мероприятие Big Tent призвано объединить политиков, экспертов, лидеров мнений, представителей крупнейших компаний, общественных деятелей и представителей средств массовой информации для обсуждения развития интернета в определенном регионе. Ранее данный форум проходил в Лондоне, Берлине и Гааге.
В России недостаточный уровень менеджмента
Эксперты, выступавшие на форуме, отметили уникальность России в том плане, что практически во всех нишах интернет-рынка лидирующие позиции занимают отечественные компании. При этом, как сказал основатель фондов ru-Net и RTP Ventures Леонид Богуславский, конкуренция на российском интернет-рынке достаточно открытая и свободная.
Еще одной особенностью российского интернет-рынка, которая присуща и другим большим странам, является создание клонов популярных сервисов. Впрочем, по словам Богуславского, это не является большой проблемой, так как клоны дают быстрое распространение успешным бизнес-моделям и помогают развитию экономики.
Как считает старший партнер и директор компании McKinsey Жак Бюген, в развивающихся странах многие рынки отсутствуют, что открывает большие возможности для внедрения новых технологий. "Там, где рынка нет, его можно создавать с нуля", - сказал Бюген.
В частности, предприниматели из развивающихся стран могут разрабатывать специфические и адаптированные бизнес-модели для своих рынков. "И такие модели могут выйти на мировой рынок и повлиять на него", - считает директор исследовательской лаборатории Tomorrow Майк Уолш.
Одной из проблем российского интернет-бизнеса эксперты назвали недостаточно высокий уровень менеджмента. "Есть предприниматели и идеи, но с точки зрения построения компании мы отстаем", - заявил Богуславский.
Повышению уровня менеджмента в России может помочь появление у компании инвесторов. По словам Богуславского, чем больше у компании инвесторов, тем больше ее руководство общается с людьми, которые обладают опытом, могут помочь советом, рассказать, как привлечь деньги.
"Менеджеры начинают по-другому работать. Они начинают делать то, что нужно инвесторам, но это нужно и самой компании", - считает Богуславский. В частности, менеджеры начинают уделять больше внимания отчетам и аналитике.
При этом Богуславский уверен, что в России есть инвесторы, готовые заходить в проекты на любых стадиях, но их отпугивают риски и небольшое количество интересных проектов.
Впрочем, эксперты уверены, что в ближайшее время интернет изменится, и появятся новые глобальные интернет-компании. "Сейчас большинство транснациональных компаний американские, но это будет не всегда", - заявил в ходе открытого интервью вице-президент Google по корпоративному развитию Дэвид Драммонд.
Государстве не должно регулирован интернет
В ходе обсуждения влияние интернета на общество эксперты рассмотрели вопросы приватности в сети, регулирования интернета и деятельности общественных активистов.
По словам американского писателя и журналиста Джеффа Джарвиса, вопросы приватности возникали и раньше - например, в 1990-х в США, когда широкое распространение получила фотография.
"Если мы будем ориентироваться на самое худшее, то мы можем не получить самое лучшее", - заявил Джарвис. При этом он добавил, что общество подстраивается под новые технологии, вырабатывая принципы и правила поведения.
Как считает Джарвис, необходимо регулировать не технологии, а поведение людей. При этом у публичности есть свои плюсы - открытые правительства сотрудничают с людьми, Wikipedia дает людям знания, люди могут бороться за свои права.
По его словам, никто не должен контролировать интернет. "Если это произойдет, то мы будем несвободны", - заявил Джарвис. Как он считает, интернет еще не достиг своего пика, но уже сделал ряд изменений в обществе. Правда, пока эти изменения не такие глубокие, как должны быть.
Как отметила генеральный директор Центра антикоррупционных исследований и инициатив Transparency International Russia Елена Панфилова, интернет в России играет важную роль во влиянии общества на правительство. При этом он не является панацеей, а служит лишь инструментом. При этом остается вопрос, как перевести интернет-активность в реальные изменения, утверждает Панфилова.
По ее мнению, информацию из интернета должны подхватывать политические силы, или должны действовать репутационные рычаги давления. Однако, по словам Панфиловой, данные инструменты не работают.
Одной из действенных мер, как утверждает Панфилова, является социальное давление, когда люди самоорганизовываются в интернете. "Общественным активистом может стать любой интернет-пользователь, причем он сам даже может не хотеть этого", - считает Панфилова.
При этом, по мнению экспертов, в России законодательство недостаточно защищает таких активистов, и их публичность может сыграть отрицательную роль. Впрочем, как полагает руководитель порталов большоеправительство.рф и россиябездураков.рф Раф Шакиров, публичность в подобных случаях, наоборот, может играть положительную роль - например, если общение между общественным активистом и чиновников проходит публично в интернете.
Эксперты выразили мнение, что регулированием интернета в России не должно заниматься государство. По мнению Шакирова, этим должны заниматься саморегулирующиеся организации, которые будут отстаивать права интернет-компаний и пользователей в парламенте, лоббировать интересы общества и защищать отрасль.
Как утверждает Джарвис, необходима система раннего оповещения, которая бы сообщала о готовящихся законопроектах, стремящихся ограничить свободу в интернете.
Интернет не изменил ценность культуры
Основными проблемами взаимодействия культуры и интернета являются вытеснение хорошего контента (фильмов, музыки и прочего) плохим, но растиражированным, а также монетизация авторами своего контента, считает основатель сервиса Imhonet.ru Александр Долгин.
"Желание потреблять культуру в интернете огромно", - считает медиа-директор галереи Tate Марк Сэндс. При этом вопросы о том, кто должен за это платить, в конечном итоге решится после пересмотра юридических вопросов и устаревших бизнес-моделей.
Как утверждает музыкальный критик Артемий Троицкий, интернет революционизировал музыкальную индустрию. "Это можно сравнить с появлением звукозаписи", - утверждает Троицкий.
По его словам, все законы, ограничивающие свободное распространение музыки, бессмысленны. "Они могут соответствовать букве закона, но они уже не соответствуют уровню цивилизации. Они тормозят технологии", - считает Троицкий.
По мнению экспертов, интернет дал людям возможность распространять свое творчество, и многие из этих творцов заслуженно имеют право быть услышанными. При этом, как отметил Троицкий, профессиональная индустрия вовсе не обязательно создает качественный контент, особенно в сфере музыки.
Профессор школы коммуникации и информации университета Рутгерс Арам Зиннрайх уверен, что культура не теряет своей ценности, если становится доступна большому количеству людей. И, как считают эксперты, пользователи сами найдут интересующий их контент, им только необходимо дать нужные инструменты для поиска.