Вера Рыклина, для РИА Новости.
На Филевской линии московского метрополитена в среду начинает курсировать состав, оформленный постерами с цитатами из Габриэля Гарсиа Маркеса. Этот проект – еще одна монетка в копилку добрых дел по пропаганде культуры, которая в последние годы проникает к россиянам буквально со всех возможных и невозможных ГОРОДСКИХ носителей.
В эту среду мой приятель собирается заниматься странным, на первый взгляд, делом: он хочет провести весь день в метро. Ну или, по крайней мере, большую часть этого дня. Все дело в том, что он очень хочет попасть в специальный поезд, посвященный 85-летию его любимого писателя – Габриэля Гарсиа Маркеса. Юбилей в России отмечают скромненько, зато со вкусом: вагоны фирменного маркесовского поезда будут украшены постерами с отрывками из стихов классика.
"Все дело в том, – вдохновлено и возбужденно объясняет мой приятель свой ажиотаж, – что стихи Маркеса никогда не издавались в России, они специально для поезда впервые были переведены на русский". Это даже забавно: день рождения у Маркеса, а подарок – нам.
Кризис жанров
Традиционные храмы культуры переживают кризис. По опросу ВЦИОМ, например, в Москве и Санкт-Петербурге хотя бы иногда в театр ходят всего 7-8% жителей, в музе – 6%, на музыкальные концерты – меньше 5%.
Это очень мало, и, чтобы завлечь зрителя, приходится идти на хитрость: главная задача рекламщиков от искусства – сделать так, чтобы культура, с одной стороны, незаметно вошла в повседневную жизнь, а с другой – постоянно удивляла.
По словам ивент-менеджера Марии Жаровой, специализирующейся на организации именно культурных мероприятий, так работает простой рекламный закон: для того, чтобы продать товар, надо сначала им заинтересовать, а потом выработать к нему привычку.
Современный город скрывает тысячи возможностей для самовыражения. К ним уже умело прибегают современные художники, устраивая перфомансы прямо на улицах или разукрашивая заурядные дома яркими и запоминающимися граффити.
То, что город может стать проводником классической и очень консервативной (в смысле средств выражения) культуры, стало открытием. Когда в середине 1980-х в парижском метро организовали выставку репродукций из музея Орсе, это вызвало фурор: картины появились на нескольких центральных станциях, и у них сразу же стали толпится люди.
"Неожиданное всегда привлекает внимание, – говорит Мария Жорова. – Пиарить искусство, в особенности классическое, очень сложно, потому что оно изначально не привлекает внимание широких масс". По ее словам, в обществе – и российском, и западном – существует устойчивый стереотип: мол, настоящее искусство – это, во-первых, не для всех, а во-вторых, как правило, скучно.
Обмен репликами
Реклама культуры сродни социальной рекламе: это дорого и долго, но эффективно. В парижском метро почти 15 лет устраивают фотовыставки. По словам французского фотографа Арии Жозе, именно такая популяризация фотоискусства помогла вывести его из маленьких галерей "для своих" в масс-культуру: теперь в Париже ежегодно проходят очень крупные смотры, а статус фотографа фактически приравнен в общественном сознании к позиции художника.
Одна моя знакомая, прожившая 20 лет в Греции, рассказывала, что когда в Афинах стали прямо на станциях метро выставлять обломки древних колонн и скульптур, почти на 40% снизился вандализм в Парфеноне. Люди начинают ценить то, что берегут другие.
Поэзия в метро впервые появилась в Лондоне, где на постерах в вагонах цитируют английских классиков, и оттуда пошла по миру. В ноябре 2010 года Московский метрополитен создал поезд "Поэзия в метро", курсирующий по Филевской линии. Тогда в нем разместили портреты, биографии и выдержки из стихотворений чилийских поэтов — Пабло Неруды, Габриэлы Мистраль, Гонсало Рохаса, Висенте Уидобро и Никанора Парры. Проект был придуман совместно с посольством Чили и посвящен 200-летию этой страны.
Через полгода экспозиция поезда сменилась: чилийцы уступили место итальянцам Данте Алигьери, Франческо Петрарке, Джакомо Леопарди и другим – в рамках Года итальянской культуры в России. (В римском метро повесили постеры с цитами из Маяковского, Ахматовой, Пастернака).
На кольцевой линии периодически можно встретить поезд "Читающая Москва" с цитатами и рисунками из советских мультиков и фильмов в одних вагонах и с отрывками из отечественной классики – в других.
До поэзии в метро появилось живопись: с 2007 года по подземке курсирует поезд "Акварель". Сначала в нем выставляли картины художника Сергея Андрияки и его учеников, теперь там сменяющаяся экспозиция репродукций из самых разных музеев – от Пушкинского до Русского. Последний год в "Акварели" возят репродукции картин из собрания Вятского художественного музея имени В. М. и А. М. Васнецовых.
На прошлой неделе на станции Воробьевы горы открылась экспозиция Дарвиновского музея с картинами и скульптурами, изображающими самых разных животных.
Что сначала?
Метро – идеальное место для такого рода рекламы. Увидел ребенок на Воробьевых горах полярную сову и гималайского медведя, пришел в восторг, родителям сразу ясно: пора ехать в Дарвиновский. Пока едет поезд, можно успеть разглядеть картины, прочитать биографии и даже выучить наизусть стихи. Всем нравится, а кого-то даже подвигнет к покупке книги или походу в музей.
Пиар в транспорте позволяет охватить максимальную аудиторию. Менее масштабные, но зато более направленные на конкретного зрителя городские акции не менее эффективны.
Уже несколько лет в России проходят Ночи музеев, только что прошла первая всероссийская Библионочь, периодически по ночам устраивают киномарафоны или премьеры. Такого рода мероприятия тоже пришли к нам преимущественно из Европы, и направлены они в основном на то, чтобы сделать культуру модным образом жизни. Ходить на такие мероприятия сегодня – значит держать руку на пульсе и оставаться в курсе актуальной культурной жизни.
И вот тогда, когда люди узнают и привыкнут к искусству, в метро, возможно, станут меньше толкаться и ругаться. Хотя не слишком верится. Так или иначе, для восприятия искусства важна атмосфера и настрой. Наслаждаться Маркесом, Пушкиным или Васнецовым в суете часа пик сложно.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции