Почему российская электронная коммерция перспективнее американской, какие трудности испытывает Google при запуске своих сервисов в России и какие виды рекламы наиболее эффективны в интервью корреспонденту РИА Новости Дмитрию Филонову рассказал Владимир Долгов - глава российского представительства компании Google и член программного комитета конференции "РИФ+КИБ" 2012.
- Владимир, существует мнение, что бизнесу необходимо активно осваивать интернет. Действительно ли интернет открывает большие возможности для развития бизнеса или это миф?
- Интернет открывает очень большие возможности. Например, у нас в России есть две характерные черты - большая территория и плохая логистика. Так уж исторически сложилось. Как ни парадоксально, но эти два негатива, перемножаясь, дают невероятный плюс развитию электронной коммерции. Вы никогда ни в одном городе не сможете создать тот же ассортимент, что, например, в Москве и Питере. А раз нет ассортимента, но есть спрос, то вот вам и возможность для использования интернета.
- Но если все так прекрасно, как Вы описываете, то почему объем электронной коммерции в России в десятки раз меньше, чем в США?
- Нельзя сравнивать абсолютные цифры в этих вещах. В России объем рынка электронной коммерции в прошлом году был порядка 10 миллиардов долларов, и это было примерно 1% от всей розничной торговли в стране. В США этот показатель составляет около 6%.
- А какие факторы сдерживают развитие электронной коммерции в России? Например, многие эксперты утверждают, что люди в России боятся оплачивать покупки в интернете банковскими картами.
- Я точно знаю, что больше 90% из этих 10 миллиардов долларов оплачены наличными при получении товара. Но это не является препятствием. Сдерживает развитие недостаточное проникновение интернета. В России это примерно 50%, а в США - 75%. Если бы в России было больше проникновение интернета, то и доля электронной коммерции в ритейле была бы больше.
Сейчас интернет прирастает новой аудиторией в России, но между подключением и первой покупкой есть временная задержка. Человек должен освоиться.
Еще сдерживает то, что в электронную коммерцию в значительной мере входят и туристические услуги. В России индивидуальный туризм только-только начинается. Люди еще не привыкли сами бронировать гостиницы, заказывать билеты.
- Интернет-реклама по объему сейчас стала второй по популярности в России, обогнав рекламу на радио и в печатной прессе. При этом остается вопрос - эффективно ли использовать интернет-рекламу в России?
- Да, конечно. Эта штука позволяет делать то, чего нельзя делать в любых других рекламных каналах. Вы можете привлечь клиента за какие-то смешные деньги, которые не идут ни в какое сравнение с печатной рекламой или радийной. А уж про телевизор я вообще молчу.
В интернете вы можете регулировать бюджет и продвигаться ровно настолько, насколько позволяют средства. Вы можете регулировать время вашей рекламной кампании.
Например, у вас есть маленький ресторан, в котором десять столиков. Вам в принципе не нужен 11-й клиент, вы его не обслужите. Вы говорите, что вам нужно получить столько-то кликов в день и лимитируете бюджет. Или если у вас магазин, и он работает с 9 до 18 часов, то вы ограничиваете вашу рекламную кампанию с 9 до 17, чтобы покупатели могли к вам доехать.
То есть в интернете можно делать то, что невозможно в других каналах.
- Многие считают, что реклама в интернете - это баннеры. Но эксперты говорят, что их эффективность сильно снизилась в последнее время. Как еще можно рекламировать себя в сети?
- Интернет всегда начинается с баннеров, во всех странах. Потом информация разрастается, люди начинают искать. Появляются поисковые машины и контекстная реклама (реклама соответствующая содержанию страницы, поисковому запросу или интересам пользователя - ред.). Так вот, года четыре назад объем поиска и контекстной рекламы сравнялся с медийной (баннерами - ред.). А теперь соотношение между контекстной рекламой и медийкой - 65% против 35%.
- Одни из самых крупных игроков на рынке контекстной рекламы - это поисковики. Как рекламодатели выбирают рекламную площадку?
- "Яндекс", конечно, очень давно работает в России, и у него очень большая доля на российском рынке. Он был создан почти в то же время, что и Google. Мы же вышли на российский рынок фактически в 2006 году. Но теперь мы обрабатываем порядка 35% всех поисковых запросов в России. Это 26% наших собственных и около 9% у поиска, который стоит на сервисе Mail.Ru. И вы, как рекламодатель, должны четко объяснить себе, почему эта треть вам не интересна. На самом деле, рекламодатели стараются размещать рекламу как на Google, так и на "Яндексе".
- Понятно, что видов бизнеса существует очень много. Любой бизнес может использовать интернет-рекламу или все-таки для кого-то она будет неэффективна?
- Понятно, нефтегазовая промышленность не использует, производители и продавцы самолетов. У нас ищут "боинги", но не для того, чтобы их купить.
Интернет-рекламу использует средний и мелкий бизнес, причем не просто чтобы заявить о себе. Сейчас, когда половина населения России в интернете, действует очень простой закон - если тебя нет в интернете, то тебя нет вообще. После этого (появления компании в интернете - ред.) открываются новые возможности для развития бизнеса.
У нас был такой пример. Компания занимается тем, что льет колокола - большие настоящие колокола. У них был достаточно локальный круг потребителей. И вот они начали размещать рекламу на Google. В результате они получили заказ из Иерусалима. Это к вопросу о расширении бизнеса.
- Существуют ли ограничения или определенные условия для использования интернет-рекламы?
- Условие, наверное, одно. Реклама в интернете это двухзвенный процесс. Мы, как площадка, приводим потенциального покупателя на ваш сайт, а конвертация посетителя в покупателя или заказчика уже задача сайта. Поэтому, если у вас на сайте нельзя найти кнопку "купить" или форму для заполнения заявки, то тогда реклама точно будет неэффективна.
- Владимир, а существует разница между российскими и западными интернет-пользователями, различия в их поведении?
- Пользователь, если смотреть по-человечески, везде одинаковый. Просто есть какие-то вещи, которые стали де-факто стандартом в интернете той или иной страны. И один из таких примеров: Россия, наверное, единственная страна, в которой по умолчанию результаты поиска открываются в новом окне. Это привычка, она уже создана. Переучить миллионы людей нельзя. Они будут ругаться и жаловаться на то, что все работает непривычно, а значит неправильно.
- Недавно Google запустил социальный поиск, когда поисковая выдача формируется на основе данных о пользователе Google. В Европе и США это вызвало настороженность правозащитных организаций, а в России тишина. Почему?
- В России вообще другие представления о том, что называется privacy (приватность). Мы, запуская Street View в России, по-прежнему закрашиваем номера машин и лица, но это никого особо не интересует.
- Причина в людях? Или у нас слабое законодательство в этой области?
- Я думаю, что проблема больше в людях. У нас вообще другое отношение к этому. Если у нас продают диски с базами данных налоговой или ГИБДД, то о какой приватности можно говорить. При этом у нас не такое либеральное законодательство в отношении защиты персональных данных. Как бы оно не было покруче, чем в Европе.
Я, если честно, не очень понимаю, что беспокоит людей в нашем социальном поиске, потому что там никакой утечки данных. Залогиненный пользователь пометил знаком какую-нибудь ссылку, найденную им, и эта информация стала доступна его кругу знакомых. Он сам определяет этот круг. И только эти люди видят его выбор. Более того, значительная часть поисковых запросов идет через протокол HTTPS. Даже если этот трафик перехватить, то не поймешь, что пользователь спрашивал.
- Россия по числу интернет-пользователей уже стала лидером в Европе. Почему Google запускает свои продукты в России позже, чем в Европе и США?
- На самом деле, я бы не сказал, что это всегда так. Иногда позднее, а иногда наоборот. Если нужно перевести интерфейс, то это самое простое и совершенно не хитрое занятие. А вот когда речь идет о таких вещах, как голосовой поиск - распознавание речи, перевод ее в текст и отправка запроса, то это непросто. Надо набрать статистику, научить систему распознавать совсем другой язык. И вот на это потребовалось много времени. Между запуском голосового поиска в США и в России прошел, наверное, год.
А были и другие примеры. Мгновенный поиск, когда система подсовывает поисковые результаты, как только пользователь начал вводить запрос, был запущен в США и в России одновременно. А Европа еще долго без него жила.
- Я так понимаю, у российского Google есть и собственные проекты. Например, приложение "Дороги России".
- Да, это приложение чисто российское. А в какой еще стране нужен этот сервис?
- Больше это приложение нигде не будет использоваться?
- Конечно, его может использовать любая другая страна, но данные, которые будут собраны, не будут представлять никакого интереса.
- А что сказали в британском офисе Google, когда вы выступили с инициативой создания этого приложения? Раньше Вы говорили, что российский офис согласовывает свои планы и проекты с европейским представительством.
- Ничего не сказали. У каждого офиса в каждой стране есть свой план. Если он разумен и не вызывает вопросов, т.е. мы можем доказать зачем нам это нужно, то все в порядке. Правда, иногда бывает сложно объяснить, зачем это нужно. Естественный человеческий вопрос - что может быть не так с дорогами? Поэтому мы объяснили, что проблемы в России две - одна из которых дороги.
- Стоит ожидать появления в России новых сервисов Google в ближайшее время? Например, музыкального сервиса Google Music.
- С Google Music проблема не с нашей стороны. Там проблема с авторскими правами. Мейджоры (правообладатели - ред.) очень не любят продавать это дело в России. Мы ведем переговоры и пытаемся убедить людей, что нет в России ничего страшного. На самом деле, мы все время делаем что-то новое. Но нам интересно сначала сделать, а потом рассказывать.