Рейтинг@Mail.ru
"Несносный ребенок" высокой моды Жан-Поль Готье - РИА Новости, 20.09.2013
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Искусство
Культура

"Несносный ребенок" высокой моды Жан-Поль Готье

Читать ria.ru в
Дзен
Эпатажному l'enfant terrible мировой моды Жан-Полю Готье, который 24 апреля отмечает 60-летие, не занимать смелости – еще в молодости дизайнер получил известность благодаря своим шокирующим экспериментам. Консервные банки, мужские корсеты и авангардные образы не просто не оттолкнули общественность от кутюрье, но сделали его любимцем публики.

Эпатажному l'enfant terrible мировой моды Жан-Полю Готье, который 24 апреля отмечает 60-летие, не занимать смелости – еще в молодости дизайнер получил известность благодаря своим подчас шокирующим экспериментам. Консервные банки, мужские корсеты и авангардные образы не просто не оттолкнули общественность от эпатажного кутюрье, но сделали его любимцем публики и одним из самых востребованных дизайнеров современности, с которым хотят сотрудничать ведущие звезды сцены и кино.

Еще больше привлекает непосредственность, с который модельер рассказывает о своих коллекциях. "Я никогда не старался намеренно шокировать зрителей, даже если понимал, что моя одежда вызовет оживление в их рядах. Я все еще удивляюсь реакции некоторых людей на то, что я считаю вполне нормальным", — признавался Готье.

Будущий провокатор от моды родился 24 апреля 1952 года в пригороде Парижа Аркей. Его отец работал бухгалтером, а мать — секретарем. Готье воспитывала бабушка, которая сыграла большую роль в выборе его будущей профессии. Бабушка позволяла мальчику целыми днями смотреть телевизор и листать журналы мод. Больше всего Жан-Поля вдохновляли необычные костюмы, в создании которых он тренировался на своем плюшевом медвежонке, одевая его то в скафандр космонавта, то в платье невесты. Увлекался Готье и кино – впоследствии он скажет, что именно этот вид искусства подтолкнуло его к тому, чтобы заняться модой.

"Когда мне было девять или десять лет я впервые увидел "Falbalas" фильм режиссера Жака Беккера с Мишлин Прель. Действие фильма происходило в ателье Марсель Роша, где снимали Дом мод, в котором работает главный герой. Это открыло целый сказочный мир передо мной. Конечно, были и корсеты моей бабушки, но "Falbalas" был действительно спусковым механизмом. Там невероятно точно описан мир парижских кутюрье", — рассказывал дизайнер. Под впечатлением мальчик начал рисовать эскизы и рассылать их в Дома моды. Готье долго не получал ответа, но упорство принесло свои результаты — в 1970 году, когда молодому Готье едва исполнилось 18 лет, с ним захотел встретиться знаменитый Пьер Карден. Тогда же известный французский модельер сделал Готье учеником в своем Доме моды.

Уже через год учителями Готье стали такие мастера, как Жак Эстерель и Жан Пату, а в 1974-1975 годах Готье работал помощником в филиале фирмы Кардена в Маниле, тогда же вместе со своими друзьями Франсисом Менюжем и Дональдом Потаром начал создавать собственные коллекции. Первые модели из-за нехватки денег дизайнеры пытались сделать как можно менее затратными: так появились мини-платья из столовых салфеток и украшения из отработавших батареек. Уже в ранних работах Готье чувствовалась его любовь ко всему новому и склонность смешивать в одном наряде несколько, казалось бы, несовместимых жанров. Первая же "серьезная" коллекция Готье преподала ему важный урок: на показе почти не оказалось публики из-за совпадения по времени с дефиле другого, более известного модельера. С тех пор Жан-Поль усвоил, что презентация новой коллекции — не просто отчет о проделанной работе, но и эффектное шоу.

Впоследствии для своих дефиле Готье выбирал самые необычные места: боксерский ринг, вокзал, трамвайное депо. И все же, показ первой коллекции в 1978 году в сотрудничестве с японской модной компанией "Кашияма" позволил модельеру открыть собственный Дом моды.

Коллекция Готье "Джеймс Бонд" (весна/лето 1980 года) была создана по заказу фирмы "Кашияма" и сразу привлекла внимание к модельеру. Больше всего публику шокировали мини-юбки и кожаные шорты на мужских моделях — ранее никто из дизайнеров не осмеливался предлагать подобное. Именно тогда за Готье закрепилось прозвище "несносный ребенок" (l'enfant terrible).

Коллекция "Хай-тек" (осень/зима 1980-1981 годов) вывела его в число признанных авангардистов французской моды — Готье стали называть "хулиганом моды". Он показал модели в духе "мусорного дизайна" — с использованием помойных ведер, электронных плат и консервных банок из-под кошачьего корма, которые превратил в браслеты. Тогда Готье предвосхитил ставшую распространенной в 1980-1990-х годах идею рециркуляции отходов, в своей эпатажной коллекции затронув и проблему загрязнения экологии.

Настоящей сенсацией стала коллекция "Дадаизм" (весна/лето 1983 года), которая закрепила за Готье славу самого авангардного и непредсказуемого французского модельера. Здесь появился его знаменитый "корсетный стиль". Эту тему он продолжил и довел до гротеска в коллекции осень/зима 1984-1985 годов "Бороды" (или "Культурный шок").

В 1984 году модельер показал мужскую коллекцию под названием "Мужчина-объект", в которой мужчины предстали одетыми в тельняшки и юбки. Потом он придумал декольтированные платья со шлейфами, пиджаки с открытой спиной и корсеты для мужчин. Коллекции мужской одежды Готье стали символом тенденции к стиранию границ между полами в эпоху постмодерна. Об этом говорили и названия его коллекций: "Гардероб для двоих", "И Бог сотворил мужчину", "Милый монсеньор", "История мужчины", "Французский жиголо", "Нескромное обаяние буржуазии". "То, что в моде доступно женщине, имеет право носить и мужчина", — говорил дизайнер.

1986 год ознаменовался очередной провокационной выходкой Готье — коллекцией "Куклы", где модели выступали в образе проституток и были одеты в атласное нижнее белье черного цвета. Для "Русской коллекции" (осень/зима 1986-1987 годов), которая создавалась в период "перестройки" и моды на советскую символику, Готье создал модели, украшенные надписями с использованием кириллицы. В весенне-летней коллекции 1988 года "Консьержка" Готье опять удалось определить направление развития моды следующего десятилетия — тенденция к сочетанию несочетаемого, ставшая весьма популярной в 1990-х, была предложена именно Готье.

В 1988 году вышла первая параллельная коллекция молодежной одежды "Юниор Готье", а в 1992 году — коллекция из денима.

Немалое внимание модельер уделял и саморекламе. Создавая в начале 1990-х модели-пародии на ковбойский стиль, головные уборы из музыкальных инструментов и кухонной утвари, прозрачные комбинезоны-боди, устрашающие образы женщин с бритым черепом и туфлях на платформах, Готье и сам был прекрасным воплощением своих идей, часто появляясь перед публикой в экстравагантных нарядах. Популярность и цельность образа привлекли к дизайнеру внимание звезд первой величины. Одни из самых известных своих моделей Готье создал в сотрудничестве с Мадонной.

Кутюрье шил сценические костюмы для тура певицы Blonde Ambition. Все артисты, выходившие на сцену во время выступлений, были одеты в костюмы от Готье — корсеты из золотой кожи, мужские костюмы с вмонтированным бюстом, матросские брюки. Настоящей "визитной карточкой" Мадонны стал знаменитый конусообразный лиф. Популярность Мадонны сделала "корсетный стиль" Готье всемирно известным.

Помимо этого Готье занимался оформлением различных театральных постановок и участвовал в записи альбома How to do that? на ВВС.

Не менее успешно работал Готье и в кино: он создал костюмы для фильмов Люка Бессона ("Пятый элемент"), Питера Гринуэя ("Повар, вор, его жена и ее любовник"), Педро Альмодовара ("Кика", "Дурное воспитание"), Марка Каро и Жан-Пьера Жене ("Город потерянных детей"). Учитывая стиль и образы кутюрье, выбор режиссеров отнюдь не кажется случайным. "Мне нужен был самый лучший модельер, а им оказался Жан-Поль Готье", — говорил Бессон. Для мужественного Корбена Далласа модельер создал костюм с декольте на спине, а для Лилу — наряд, напоминающий бинты мумии. Пожалуй, еще более эпатажно выглядят костюмы героини фильма "Кика" Андреа, ведущей программы "Худшее за день".

В 1993 году модельер выпустил собственный парфюм в виде стеклянного торса в нижнем белье, а сам флакон был упакован в консервную банку.

В 1990-е годы Готье увлекся этнической темой, создав серию коллекций, которые уже непосредственно влияли на массовую моду. На создание коллекции осень/зима 1993-1994 годов "Рабби-шик" его вдохновили хасидские раввины, которых он увидел на улице в Нью-Йорке. Длиннополые темные одежды, жилеты, рубашки навыпуск, головные уборы в виде маленьких шапочек "кипа" многократно копировались.
В следующем показе "Тату" (весна/лето 1994 года) Готье соединил элементы нарядов Африки и Юго-Восточной Азии, и тогда же в моду вошли нарисованные "татуировки" и пирсинг. Этническая тема была продолжена и в последующих коллекциях "Монголы" и "Конец века".
1997 год вывел Жана-Поля Готье на новый уровень — он начал создавать одежду от "кутюр" (Haute couture). До этого Готье заявлял, что "пропахшая нафталином" высокая мода его не интересует. Однако в 1997 году свет увидела новая коллекция "Готье — Париж" и некая пародия на "высокую моду" — "Homme couture". В то же время модельер был принят в Синдикат высокой моды.

В 1999 году началось сотрудничество знаменитого модельера с компанией Hermes, когда производитель одежды марки "люкс" выкупил долю размером в 35% у модного дома Готье за 23 миллиона долларов. Позже компания увеличила свою долю до 45%, став главным акционером дома мод.

С 2004 года Готье занимался созданием изысканной женской линии для дома Hermes, параллельно работая над собственным брендом.

В 2010 году Жан-Поль Готье решил покинуть пост художественного руководителя подразделения женской одежды компании Hermes International SCA, чтобы "сосредоточиться на собственных проектах".

21 июля 2010 года Жан-Поль Готье стал президентом собственного модного дома и компании Jean Paul Gaultier S.A. Сегодня в обязанности модельера входит не только создание текущих коллекций модного дома, но и его менеджмент.

Свою последнюю коллекцию одежды Haute couture сезона весна-лето 2012 года Готье представил в январе 2012 года. На ее создание модельера вдохновила трагически погибшая в 2011 году певица Эми Уайнхаус. Показ проходил под акапельное исполнение хитов Уайнхаус. Все манекенщицы появлялись с узнаваемым начесом и броским макияжем в фирменном стиле певицы. В коллекции был отражен стиль одежды британской исполнительницы: юбки-карандаши, узкие платья и блузки в стиле ретро. Очередной эксперимент Готье не был понят семьей певицы: отец погибшей звезды Митч Уайнхаус обвинил модельера в желании заработать на трагедии.

Жан-Поль Готье дважды был в России. В марте 2005 года кутюрье приезжал в Москву на торжественное открытие своего магазина в Петровском Пассаже. В мае 2010 года показ Готье прошел в одном из залов Казанского вокзала в Москве. Дизайнер представил ретроспективу своих коллекций Haute couture в рамках фестиваля искусств "Черешневый лес". По словам самого Готье, в Москве исполнилась его мечта: многие годы он хотел устроить показ именно на вокзале и даже собирался воплотить идею в Лионе, однако в последний момент все сорвалось. Показ Готье на Казанском вокзале в равной степени доставил удовольствие и дизайнеру, и собравшейся публике.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала