Рейтинг@Mail.ru
В "Школе современной пьесы" показали эскизы молодых режиссеров - РИА Новости, 23.04.2012
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Искусство
Культура

В "Школе современной пьесы" показали эскизы молодых режиссеров

Читать ria.ru в
В театре "Школа современной пьесы" подвели окончательные итоги драматургического конкурса "Действующие лица-2011".

МОСКВА, 23 апр - РИА Новости, Анна Банасюкевич. В театре "Школа современной пьесы" подвели окончательные итоги драматургического конкурса "Действующие лица-2011".

"Действующие лица" давно стали неотъемлемой частью театрального процесса: конкурс, базирующийся в театре "Школа современной пьесы" прошел уже в девятый раз. Каждый год экспертный совет из профессионалов в области театра и литературы читает несколько сотен пьес, чтобы отобрать два-три десятка лучших. После этого к работе приступает жюри, состоящее, в основном, из практиков и теоретиков театра - режиссеров, драматургов и критиков.

В 2011 году десятку лучших из лучших отбирали пятнадцать человек, среди которых режиссеры Иосиф Райхельгауз, Александр Галибин, Эдуард Бояков, драматурги Михаил Угаров, Ксения Драгунская, Родион Белецкий, критики Елена Ковальская, Марина Багдасарян, Павел Руднев и другие.

Конкурс традиционно начинается в январе, когда авторы начинают присылать пьесы, и в самом конце года, в декабре, оглашаются результаты. Позже пьесы-победители публикуются в специальном сборнике. Но вот уже в третий раз, помимо самого драматургического конкурса, проводится также творческая лаборатория "Класс молодой режиссуры". Конкурс поменял формат два года назад, когда организаторам стало ясно: важно не только выявить талантливые тексты, но и помочь им найти сценическое воплощение, устроить встречу автора и режиссера, ведь только в результате такого тандема пьеса может проложить себе дорогу на подмостки. Тем более, что сетования на параллельное существование драматургии и театральной практики раздаются в профессиональной среде не первый год.

На предваряющей показы пресс-конференции, на которой был представлен сборник пьес "Лучшие пьесы-2011", организаторы и члены жюри рассказали о том, что одна из победивших на конкурсе 2011 года пьес уже стала репертуарным спектаклем Школы современной пьесы - Пламен Панев поставил текст Натальи Савицкой "Жена".

Председатель жюри конкурса Михаил Угаров поделился своими впечатлениями от прочитанных пьес. По его словам, пьесы, написанные в один и тот же период времени, представляют собой художественный и общественный срез.

"Драматургия показывает мгновенную реакцию на языковую ситуацию, на то, как меняется общество. Сегодня получилось так, что драматургия отстает от жизни. Это стало очевидно после событий на Чистых прудах, на Болотной", - считает Михаил Угаров.

Среди авторов-победителей он особо отметил молодого белоруса Дмитрия Богославского с пьесой "Любовь людей" - стоит отметить, что этот текст уже замечен театром, в Театре им. Маяковского его репетирует молодой режиссер Никита Кобелев.

"Раньше Белоруссия, по большому счету, в российском театре была представлена только пьесами Павла Пряжко, которого очень много ставят. Хорошо, что появился Богославский. Он белорус, но пишет по-русски. Это помогает создавать единое культурное пространство", - говорит Угаров.

Впрочем, не все специалисты оказались едины в оценке драматургической ситуации. Олег Лоевский, один из самых авторитетных людей в российском театре, организатор многочисленных лабораторий по всей стране, создатель конкурса "Реальный театр" в Екатеринбурге, считает, что драматургия не является средством быстрого реагирования и не обязана быть злободневной.

"Драматургия лучше всего развивается в стабильной общественной ситуации. Перестроечная, например, или революционная драматургия быстро сошла на нет. Драматург проверяет уже устоявшиеся в обществе ценности на крепость, на их соответствие вечным ценностям", - считает Лоевский.

Помимо пьесы Богославского Лоевский отметил пьесу Валерия Шергина "Колбаса / фрагменты" - в этих текстах, по его мнению, есть художественные открытия, которые должны быть в хорошей драматургии.

Помимо самих текстов на пресс-конференции много говорили о самой насущной проблеме современного российского театра - о трудном бытовании новых текстов в театральной практике, в столице и в регионах. Олег Лоевский, не понаслышке знающий ситуацию в провинции, говорил о несостоятельности мифа, согласно которому в регионах новой драме труднее найти своего зрителя, чем в столице.

"В Москве ставят меньше современной драматургии, новые тексты пробиваются через малые города. Это только кажется, что там нет зрителя. Посмотрите, что происходит в театре Прокопьевска или в Лысьве" - сказал Лоевский.

При этом Лоевский отметил, что в театрах, среди директоров, в актерской среде, по-прежнему сильны консервативные настроения, благодаря которым все новые тексты априори записываются в "чернуху" и отвергаются без попытки понять.

Творческая лаборатория "Класс молодой режиссуры" и была создана для постепенного изменения ситуации. Каждый год на показы лаборатории в Школе современной пьесы приезжают завлиты, директора, главные режиссеры из театров разных регионов России в поисках новых связей. Создатели лаборатории задумали ее как ярмарку молодых талантов. Это начинание уже принесло свои плоды.

"В прошлом году режиссер Ольга Смирнова сделала показ по пьесе Льва Наумова, теперь этот спектакль под названием "Геймеры" включен в наш репертуар. Из работы на лаборатории вырос спектакль Филиппа Григорьяна "Поле". Есть спектакли и в других театрах - например, после прошлой лаборатории Ольгу Смирнову пригласили ставить во Владимирском театре", - отметил художественный руководитель театра "Школа современной пьесы" Иосиф Райхельгауз.

После пресс-конференции на суд публики было вынесено десять пятнадцатиминутных показов, сделанных молодыми режиссерами по пьесам-победительницам. Особенной популярностью у режиссеров пользовалась монопьеса Михаила Дурненкова "Цель матадора", показанная в двух вариантах - в шутливой версии Дениса Азарова, тонко уловившего общую интонацию драматургии тольятинского автора, и Ольги Смирновой, придавшей тексту мистической психоделичности. Показ по пьесе Нины Беленицкой "Я умер в прошлом году", чутко фиксирующей ощущение собственной аморфности и ненужности 30-летнего человека, превратился в версии Глеба Черепанова в драйвовый кинематографичный дайджест, а Филипп Лось сделал подробный психологичный эскиз пьесы Богославского, выделив тему неразрывности насилия и любви.

После показов эксперты, гости и зрители показов лаборатории обсудили увиденные эскизы.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала