МОСКВА, 23 апр - РИА Новости, Мария Ганиянц. Рынок литературы для тинейджеров стремительно сокращается, а редкие попытки издателей и государства исправить ситуацию результатов не приносят, считают эксперты.
За последние десять лет в России, по словам издателей, было всего две волны массового подросткового чтения - серия "Сумерки" Стефани Майер и серия "Гарри Поттер" Джоан Роулинг. Сегодня они закончились, и сегмент подростковой литературы оказался на грани исчезновения.
Хотя в целом сегмент детской литературы чувствует себя не в пример лучше, чем весь остальной российский рынок художественных книг (его падение в прошлом году составило порядка 15%), издатели честно признаются, что рынок подростковой литературы стремительно сокращается. Они не скрывают и причину этого: просто никто не понимает, что нужно поколению next. По общему признанию, кумиры прошлого - Фенимор Купер и Жюль Верн - сбитые летчики, которые современному подростку неинтересны. А вкладываться в новинки издатели боятся, так как угадать, на что будет спрос у подростков, очень сложно и есть риск прогореть. Когда вышел первый "Гарри Поттер", среди участников рынка шли нешуточные споры, стоит ли продвигать такую литературу. Кроме того, в России есть и специфическая проблема - аудитория подростков сейчас находится в серьезной демографической яме.
"Падение интереса к подростковой литературе - это факт. Выражается он в стремительном сокращении продаж на протяжении последних пяти лет. Подростки сейчас быстрее взрослеют и стремительнее проскакивают возраст тинейджерских проблем. В связи с частой ротацией аудитории и смены ее предпочтений, все сложнее выводить и удерживать серьезные проекты. К тому же, подростки теперь раньше переключаются на взрослую книгу, благо та дает им много инфантильных сюжетов", - рассказал РИА Новости генеральный директор издательства "РОСМЭН" Борис Кузнецов.
По его мнению, существует фактор переключения: свободное время подростка не резиновое, и чтению приходится уступать свое время интернету и социальным сетям, телевидению и кино, компьютерным играм.
"Книг для подростков почти нет на рынке, так как подросток уже сам определяет, что ему читать, и очевидно, что современный ребенок делает выбор не в пользу книги, а выбирает социальную сеть, интернет. Из 100 наименований книг, которые мы выпускаем в издательстве "Белый город", на подростков рассчитаны 2-3 издания", - пояснил Президент Ассоциации книгоиздателей России Константин Чеченев.
Кто в ответе: школа или родители?
Если ответственность за детское чтение целиком и полностью ложится на родителей, то с подростками все гораздо сложнее. Влияние родителей для большинства тинейджеров минимально, а школа, которая могла бы взять на себя заботу о литературном воспитании учеников, практически самоустранилась, ограничившись проверенной классикой.
Главной же проблемой рынка детской литературы издатели называют оторванность современной литературной жизни от процесса обучения.
Главный редактор издательского дома "Самокат" Ирина Балахонова пояснила РИА Новости, что во всех развитых странах в школе есть классическая и современная программа литературы, причем рекомендованные министерствами образования списки современных книг меняются ежегодно, а окончательный выбор остается за учителем. При этом государство выделяет средства на закупки новинок, которые учитель отобрал для своих классов.
"Муниципальные и школьные библиотеки обязательно пополняются книгами-лауреатами литературных премий прошедшего года. Школьному библиотекарю, преподавателю литературы там просто неприлично не знать, кто был лауреатом основных литературных премий года. Помимо того, что такая система создает и поддерживает интерес к литературному процессу на всех этапах, она гарантирует детским издательствам минимальный возврат средств. Только в России школьные учителя литературы не должны следить за книжными новинками. В результате, школьная программа бесконечно далека от реальной жизни, и не ассоциируются у наших детей с интересным, современным чтением и с литературным процессом в принципе", - считает Балахонова.
С ней согласен Президент Ассоциации книгоиздателей России Константин Чеченев, который отмечает, что у издателей нет финансов, чтобы брать на себя функции государства и заполнять школьные библиотеки актуальной литературой за свой счет.
Иностранный опыт
В Германии продвижение чтения в детской и подростковой среде рассматривается как часть государственной политики. Учреждены крупные денежные премии за лучшие произведения для детей, присуждаются ежегодные стипендии писателям. При этом учителей и библиотекарей не просто информируют о новинках подростковой литературы, но и учат нетрадиционным методикам подачи. В итоге литература для подростков - важная часть современного немецкого книжного рынка. В Норвегии государство поддерживает и писателей, и издателей. Например, книги для подростков не облагаются НДС, и есть закон, по которому около 500 экземпляров каждой вышедшей в свет книги для молодежи покупает государство, чтобы потом бесплатно передать школьным библиотекам. И это не говоря о многочисленных стипендиях и грантах для издателей, переводчиков и писателей.
В Швеции, где подростковая литература считается одной из самых сильных в мире, писатели избрали особую тактику. Они ведут личную переписку с читателями (в выходных данных каждой книги для подростков публикуется адрес электронной почты автора) - школьниками и их родителями - и нередко случается, что результатом этого общения становится новая книга. Кроме того, школы и детские библиотеки часто организуют встречи с писателями, а все расходы берут на себя муниципалитеты, которые по шведским законам обязаны следить, чтобы в каждой школе проходили такие встречи. А Шведская академия детской книги регулярно проводит семинары в регионах для учителей и библиотекарей.
Во Франции, современная подростковая литература появилась лишь в 70-е годы, когда книгоиздатели объединились для поддержания этого направления. К ним присоединились учителя и библиотекари, которые поняли, что с помощью литературы, ориентированной на подростков, можно вернуть тинейджерам интерес к чтению. А директора книжных магазинов создали ассоциацию, занимающуюся вопросами распространения подростковых книг. Сегодня сотрудники книжных магазинов регулярно проводят в школах презентации новых книг, а ассоциация книжных магазинов издает несколько журналов для учителей и библиотекарей, в которых знакомит их с новинками и дает методические рекомендации по изучению новых книг с детьми.
Россия на распутье
По мнению главы Роспечати Михаила Сеславинского, проблема не только в оторванности российской школы от современной литературы, но и в том, что современные авторы не могут предложить издателям конкурентно способный материал, который бы так же энергично рассказывал о сверстниках, как это делали советские писатели.
"Мы помним произведения Драгунского и даже Льва Кассиля, которые интересно рассказывали о наших сверстниках, и жизнь была легко узнаваема. Что касается современных авторов, которые пишут для подростков - то их много, но уровень таланта и энергетика преподносимого материала не могут конкурировать с классикой советского материала. В то же время, понятно, что произведение Льва Кассиля, для подростка, живущего в 2012 году, выглядит немножко по-другому, чем для ребенка, который ее читал в 1972 году", - пояснил Сеславинский, напомнив, что школьная программа находится в ведении Минобразования.
Однако, по мнению экспертов, отдельные попытки издателей просветить школьных учителей наталкиваются на активное противодействие последних, привыкших в большинстве своем ходить проторенной тропой до методического центра и обратно.
"Талантливый переживающий за дело учитель литературы ходит в книжный магазин, читает книжки и думает о том, какую книгу порекомендовать для того, что раньше называлось внеклассным чтением. Учитель, который этого не хочет делать, даже если ему прислать десяток методичек с указанием новинок - вряд ли этим воспользуется", - отметил глава Роспечати.
Книги, которые необходимо прочитать каждому школьнику, по мнению пользователей соцсетей >>
Он, впрочем, выразил уверенность, что обязательно нужно что-то делать, чтобы наши учителя хотя бы познакомились с тем, что происходит на рынке. Однако, по его мнению, искусственными методами много не сделаешь.