Чулпан Хаматова в одночасье стала ответственной за состояние отечественной медицины. И не в тот момент, когда со своей подругой Диной Корзун организовала фонд "Подари жизнь". И даже не тогда, когда ее предвыборный ролик в поддержку Путина появился в телеэфире.
Ответственной она стала на церемонии "Ника" после вопроса Ксении Собчак. И надо полагать, теперь, с инициативой "Новой газеты" выдвинуть на Нобеля основательниц этого фонда, ее ответственность в разы возрастет…
***
В предыдущей колонке я написал о сугубо этической стороне мгновенно приобретшего политический характер скандального происшествия. Теперь, судя по неослабевающему накалу полемики, стоит коснуться гуманистической сути того, из-за чего сыр-бор.
К сакраментальным вопросам ХIХ века "Кто виноват?" и "Что делать?" в ХХ веке прибавилась дилемма, сформулированная пролетарским писателем Максимом Горьким: "С кем вы, мастера культуры?". ХХI век ее несколько окарикатурил: "С кем вы, мастера культуры – с Хаматовой или с Собчак?".
Если угодно, на сей случай можно перефразировать и Владимира Маяковского: "Кто более истории-матери ценен – Хаматова или Собчак?"
***
На самой церемонии, где и случился скандал, мастера важнейшего из искусств неодобрительным гулом и нехудожественным свистом высказались за актрису и против телеведущей. Тогда как блогосфера раскололась в своих предпочтениях. Радикальная часть либеральной общественности однозначно поддержала Ксению Собчак. И вот тут началась серьезная гуманистическая разборка, в которой было дадено решающее слово арифметике.
Сколько, сколько спасла детских жизней Чулпан? Сто, тысячу? Десять тысяч? Пусть. А сколько миллионов детишек осталось обреченными на медленное и мучительное умирание? А прибавьте к этим миллионам горе и страдания миллионов родных и близких обреченных… Так что не будем сильно преувеличивать масштаб благотворительной деятельности Фонда "Подари жизнь" и их основателей.
Хорошо, не будем. Давайте собирать подписи под требованиями: а) отобрать статуэтку "Ники" у Хаматовой и Корзун, б) не давать этим дамам Нобелевскую премию мира.
Но этого, судя по тому, как горячо обсуждают тему в социальных сетях и на интернет-форумах, мало. По логике вещей, Хаматову следовало бы еще привлечь к гражданской ответственности, поскольку есть отягчающее обстоятельство – предвыборный ролик в поддержку Путина.
Вот первое попавшееся мне на глаза суждение в "Фейсбуке". Притом не самое жесткое:
"Фактически она своим выступлением поддержала бесчеловечную систему, при которой чиновники решают, кому дать шанс на жизнь, а кому – отказать (я имею в виду систему квотирования медицинской помощи). Эдакие чиновные "господики всевышние". И вот Чулпан, спасая десятки детей, фактически призвала сохранить существующую антигуманную государственную машину, при которой родителей больных детей вынуждают идти на паперть, при которой тысячи детей из позорных "листов ожидания" умирают, не дождавшись помощи. Этот призыв, по большому счету, гораздо подлее, чем выступление Собчак".
В ту же дуду: "И благотворительная деятельность Чулпан здесь – не смягчающее, а, скорее, отягчающее обстоятельство".
Это уже основание для сурового вердикта.
Политолог Станислав Белковский чуть милостивее:
"…И, хотят того наши любимые актрисы или нет (думаю, скорее, нет), фонд "Подари жизнь" объективно позволяет отвлечь внимание от госполитики в сфере развала здравоохранения, особенно же – детского. А открыто поддерживая власть – по сути, солидаризируется с такой политикой. Прикрывая ее своими несравненными лицами и очень красивыми практическими делами".
То есть любимая артистка виновна, но не преднамеренно. Виновна по причине своей политической темноты.
Кажется, что господин политолог и все, кто с ним солидаризировался, заглянули в реальность так глубоко, что глубже и некуда. Дошли до дна, и тут, как сказано у Леца, снизу постучали.
***
В порядке комментария к коллизии стоит напомнить эпизод из "Проверки на дорогах" Алексея Германа-старшего. Тот, где командир партизан не смог взорвать заминированный мост, по которому осторожно полз немецкий эшелон с боеприпасами. Под мостом в этот момент ползла баржа, забитая под завязку советскими военнопленными.
Иван Локотков, приблизив биноклем плывущую баржу, всматривается в лица беспомощных солдат и не находит в себе силы нажать на гашетку. Хотя умом понимает, что этот эшелон, дотянув до фронта, будет убивать и калечить тех, кто с оружием в руках отстаивает Отечество. И убьет и покалечит много больше народу, чем если бы он сейчас обрушил на понурые головы тонны огненного железа.
Цифры настаивают, а душа возражает.
Теперь к тому же господину Белковскому и к тем, кто обличает Хаматову, - мой неуместный вопрос: а вы бы как поступили на месте Локоткова? Вы бы смогли нажать на гашетку? Или вы бы заодно с политруком грозили командиру трибуналом?..
Ну, хорошо, если этот пример кажется недостаточно убедительным, сошлюсь на другой фильм – на "Комиссара" Александра Аскольдова.
Там простая русская баба, воодушевленная борьбой за ЭТО, бросает своего новорожденного младенца на руки многодетного еврея и присоединяется к отряду, марширующему на передовую.
Фильм не о романтике гражданской войны во имя общечеловеческого счастья. Фильм просто о человечности, что стояла на кону в ту пору.
Быть человечным – драматично. А порою и трагично. Этот естественный мотив был под негласным запретом в пору советской власти. Недаром и "Проверка", и "Комиссар" нескоро встретились со зрителем. Первая через 15 лет, второй – через 20.
***
Вот и сейчас, в случае с Чулпан Хаматовой, мы в пылу межпартийных разборок снова проходим проверку. И снова на кону – человечность.
Не хотелось бы в борьбе за высококачественную медицину в нашей стране выплеснуть с грязной политической водой тех детей, которым помог и помогает благотворительный фонд "Подари жизнь" Чулпан Хаматовой и Дины Корзун.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции