МОСКВА, 20 апр - РИА Новости. Примирение участниц группы Pussy Riot и РПЦ может последовать только после того, как девушки попросят прощения за "панк-молебен" в храме Христа Спасителя, отмечают служители Церкви. Адвокат подследственных заявил, что они готовы к диалогу и уже делают первые шаги к примирению.
Пять девушек 21 февраля пришли в храм, надели маски, вбежали на солею и амвон, вход на которые запрещен, и у алтаря провели "панк-молебен". Видеоролик с выступлением был выложен в интернет и вызвал большой общественный резонанс. Арестованы три предполагаемые участницы акции. Следствие предъявило девушкам обвинение по части 2 статьи 213 УК РФ (хулиганство), им грозит до 7 лет лишения свободы. По решению суда Надежда Толоконникова, Мария Алехина и Екатерина Самуцевич останутся под арестом до 24 июня.
Алехина в своем выступлении в Таганском суде процитировала строчки из стихотворения Мандельштама: "...Ну что ж, я извиняюсь, но в глубине ничуть не изменяюсь". Глава синодального отдела Московского патриархата по взаимодействию Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин назвал это "первым, но важным шагом к покаянию". Он надеется, что остальные девушки вскоре осознают "глубокую неправду" своих действий.
Готовы к диалогу
Адвокат участниц Pussy Riot Николай Полозов заявил РИА Новости, что девушки открыты для диалога с Церковью.
"Что касается нас, то мы уже выходили на диалог с отцом Всеволодом Чаплиным и предлагали ему в том числе и с девушками встретиться, и они сами просили его об этом. Надежда Толоконникова писала письмо ему с просьбой прийти. Но в какой-то момент у него что-то не сложилось. С нашей стороны мы не отказываемся и предлагаем пути к какому-то совместному диалогу", - отметил он.
Он подтвердил, что слова Алехиной в Таганском суде были шагом к примирению. По мнению адвоката, протоиерей Чаплин "абсолютно правильно интерпретировал месседж" Алехиной.
"Безусловно, это Марией так и позиционировалось. Только это не покаяние в том смысле, что рвать на себе волосы, посыпать голову пеплом и так далее, а именно примирение. То есть, это такое примирение через покаяние. Очень сложно добиться покаяния, когда люди находятся в клетке с наручниками на руках, но Мария нашла в себе силы", - сказал Полозов.
Церковь должна простить
Глава правозащитного центра "Мемориал" Олег Орлов считает, что примирению должны быть готовы обе стороны - и РПЦ, и Pussy Riot.
"На мой взгляд, девушки за свой безобразный поступок должны принести извинения, это для меня очевидно... Должна быть готовность примирения с обеих сторон", - сказал Орлов РИА Новости.
Чтобы разрешить конфликт, РПЦ не должна ждать покаяния девушек, считает правозащитник.
"Неправильно обуславливать - вот они раскаются, а тогда мы, может быть, и простим... На мой взгляд, тут обе стороны независимо друг от друг, должны сделать этот нормальный человеческий шаг", - добавил он.
Если РПЦ и участницам Pussy Riot удастся прийти к компромиссу, то Церковь может обратиться в правоохранительные органы с просьбой о прекращении уголовного дела за примирением сторон, отмечает Орлов.
"Если бы государство прекратило уголовное дело за примирением сторон, это было бы самым разумным", - уверен он.
В свою очередь глава Московской Хельсинкской группы Людмила Алексеева считает, что Церковь должна простить девушек из Pussy Riot вне зависимости от того, попросят они прощения или нет. "Потому что Церковь - это должна быть доброта, милосердие, всепрощение и так далее. Не надо уж так яриться по поводу их поступка. Но если девочки принесут извинения, это очень хорошо", - сказала Алексеева РИА Новости.
Церковь должна попросить суд не наказывать Pussy Riot, считает она.
По мнению правозащитника Александра Брода, Pussy Riot надо освободить из-под ареста, взыскав с них штраф.
"Это уже стало одиозной историей. Думаю, что все девушки должны извиниться, арест надо прекратить и вынести решение об административном наказании - взыскать штраф и на этом историю закончить, потому что уже слишком эта история назойлива и слишком затянулась", - сказал РИА Новости Брод.
"Высечь и отпустить"
Деятели культуры также выступают за освобождение Pussy Riot. "Я бы их высек и отпустил с миром и с Богом", - сказал актер Валерий Золотухин. Вместе с тем он уверен, что участницы "панк-молебна" каяться не будут.
"Девчонки не будут каяться в силу своего воспитания, они просто не знают, что такое покаяние, они же не воцерковленные. Может, когда-нибудь и узнают. Тут надо Церкви стоять выше и простить", - сказал Золотухин РИА Новости.
С другой стороны, отмечает он, если все будут друг друга прощать без наказания, то может "случиться много непоправимого".
Чтобы разрешить конфликт, РПЦ должна пойти на искренний диалог с Pussy Riot, уверен музыкальный критик Артемий Троицкий.
"Что касается раскаяния, покаяние и так далее, то это вообще-то взаимный процесс, и для того, чтобы вся эта ситуация могла закончиться как-то красиво, в том числе и с точки зрения христианской, Церковь должна была бы вступить в искренний диалог с этими девушками из Pussy Riot и теми, кто их поддерживает", - сказал он РИА Новости.
Результатом такого диалога стало бы раскаяние девушек, считает Троицкий.
Шаг к покаянию
При этом глава патриаршей пресс-службы протоиерей Владимир Вигилянский говорит, что о каких-либо компромиссах речь не может идти до тех пор, пока предполагаемые участницы "панк-молебна" не начнут сотрудничать со следствием и не перестанут писать "оскорбительные письма про патриарха и Церковь из тюрьмы".
Он напомнил евангельскую историю о том, что как Христос был посажен в тюрьму по доносу и осужден на смертную казнь. По случаю праздника Пасхи Пилат спросил у народа, какого преступника ему помиловать и отпустить - убийцу Варраву или Христа, и народ "абсолютно демократическим путем помиловал разбойника, убийцу", а Христа распяли.
"Те, кто просит помилования без покаяния, распинают в это время Церковь - и как бы им не стать новыми персонажами евангельской истории, которую я рассказал", - сказал Вигилянский РИА Новости.
Он отметил, что с самого начала все официальные спикеры РПЦ заявляли о том, что "не нужно никакого тюремного заключения" для участниц Pussy Riot, а призывы к самому суровому наказанию могли звучать лишь со стороны "развязных маргиналов".
"Поэтому изображать Церковь как гонительницу - это довольно странно, потому что все официальные лица РПЦ сказали, что никто не желает им тюремного заключения. В этом есть разумность, в отличие от заявлений тех, кого их действия восхитили, кто предлагает выдвинуть их на Нобелевскую премию мира, кто считает их политическими заключенными", - считает священник.