За четыре месяца руководства ярославским цирком Наталья Шульга успела заявить о цирке как о совершенно новом явлении. Ранее занимавшая должность советника генерального директора Росгосцирка по социальным вопросам, она и в Ярославле намерена претворять в жизнь социальные проекты. В интервью РИА Новости, приуроченному ко Всемирному дню цирка - он отмечается 21 апреля, - Наталья Шульга рассказала о том, как цирк будет работать с детьми-инвалидами и сиротами, а также почему и как ярославский цирк превратится в территорию счастья.
Невозможное - возможно
- Наталья Николаевна, после того, как весной прошлого года ярославский цирк открылся после реконструкции, он предстал перед зрителями в обновленном виде. Вскоре сменился и директор. Означает ли это, что в цирке будут и большие внутренние перемены?
- Обязательно. Мы приступили к реализации проекта "социальный цирк". Это особенный и очень нужный проект. И Ярославль неслучайно был выбран площадкой для его реализации. Когда я впервые побывала здесь, меня поразило огромное количество храмов, Ярославль показался мне сказочным городом. Я попросила свое руководство: "Давайте здесь попробуем организовать социальный цирк - такую территорию счастья, территорию детства".
- Расскажите, пожалуйста, об этом проекте.
- Начну с последних новостей. Мы уже работаем с детьми, у которых есть умственные и двигательные отклонения, чтобы помочь им социализироваться, почувствовать себя нужными. У нас есть площади, которые мы могли бы использовать в коммерческих целях, но я считаю, что цирк должен в первую очередь помогать. И вот поэтому эти помещения мы используем в благотворительных целях. Дети могут посмотреть цирк изнутри: как дрессируют лошадок, собачек. И даже самим попробовать.
- Дрессировать животных?
- Не только. В первый раз, когда ребята пришли к нам, они выходили на манеж после представления и могли поучаствовать в дрессировке верблюда. Было очень забавно наблюдать, как они радовались, когда животное реагировало на их команду. Им показывали фокусы, рассказывали, как эти фокусы делать. Им было так интересно, они все спрашивали:" А когда мы снова можем прийти?" Мы их пригласили через полмесяца, а потом приняли решение, что будем регулярно проводить тут такие встречи. В общем, организуем цирковые мастерские. Цирк - это как раз то место, где есть и праздник, и большой кропотливый труд. Здесь ребята могут пообщаться с животными, приобщиться к каким-то профессиям, которые, положим, не связаны с акробатикой, дрессурой, но, тем не менее, связаны с цирком.
- Вы намерены сотрудничать с различными специальными учреждениями?
- Да, мы хотим, чтобы они о нас знали, и чтобы родители таких детей тоже знали о нас. На самом деле родителям все это нужно не меньше, чем самим ребятам. Когда у людей рождаются дети с отклонениями, у многих начинается затяжная депрессия. Я слышала даже такую фразу - мы со своим ребенком гуляем по ночам, чтобы никто не показывал на него пальцем.
- Это страшно.
- И обидно. Но понятно. Родители боятся за своих детей - они боятся, что им сделают больно, опасаются за их будущее. Но этот страх можно преодолеть. Вот мы приглашали ребят на представление, и после него проводили занятия на манеже, и я видела картину - родители тянут своего ребенка с манежа, мол, он не сможет. А он может! Есть у нас мальчик Сережа - у него недоразвиты ручки, и поэтому проблемы с координацией движений. Так он оказался отличным наездником! Мы ему дали возможность пообщаться с цирковыми лошадьми, ребенок получил столько удовольствия! Будет приходить к нам на занятия. Или вот есть еще один мальчик, с синдромом Дауна, он оказался достаточно хорошим акробатом. Это его мечта - заниматься акробатикой, и сейчас он будет заниматься у нас, с профессиональными мастерами. Мы даже готовим с ним специальный акробатический номер.
- А когда можно будет увидеть этот номер?
- На площадке международного фестиваля для детей с ограниченными возможностями, который мы с руководством Росгосцирка решили провести в Ярославле в сентябре этого года. Рабочее название - "Обыкновенное чудо для необыкновенных детей", девиз фестиваля - "Невозможное возможно". На него мы хотим пригласить ребят из разных стран, уже сейчас есть желающие приехать к нам из Украины, Белоруссии, Франции, из разных уголков страны - от Сочи до Читы. Что касается участников, то уже есть договоренности, например, с Китаем, Испанией.
- Кстати, я слышала, что в Испании живет человек, который стал первым в Европе выпускником университета с синдромом Дауна.
- Его зовут Пабло Пинеда, и он не только получил диплом, но и преподает. Он снялся в фильме "Я тоже", который рассказывает о судьбе такого человека, как он. И как раз его мы пригласили на наш фестиваль. Мы также собираемся пригласить к нам шестикратного чемпиона мира по спортивной гимнастике, воронежца Андрея Вострикова, тоже с синдромом Дауна. Хочется, чтобы он поработал с детьми у нас в цирке. Вообще, я думаю, что подобный фестиваль станет хорошим стимулом и для самих детей, и для их родителей. Понимаете, наш главный посыл: люди должны понять - то, что кажется невозможным, возможно, нужно только поверить в себя. А где сделать это, как не в цирке, где, кажется, сами стены пропитаны добром?
- Ребята, посещающие цирковые мастерские, смогут общаться только с животными, которые участвуют в цирковых программах?
- И с ними тоже. Но вообще у нас здесь есть свои контактные животные - лошади, попугаи, свинки-минипиги. Сейчас мы покупаем ушастых ежиков. Я вообще хочу собрать такой минизоопарк из животных, которые нравятся детям. Например, веду переговоры с костромским цирком - там расформировали одну программу, в которой участвовал лисенок Макс. Это совершенно великолепное животное - рыжее, пушистое, добрейшее. Я хочу, чтобы нам его перепоручили, потому что ну настолько добрая животинка! Я думаю, он будет здесь полезен и ему будет здесь комфортно.
Чтобы цирк стал домом
- Известно, что в проект "Социальный цирк" входит и программа "Цирк против наркотиков". Уже приступили к ее реализации?
- Эта программа сформирована, причем при участии органов наркоконтроля. Организация досуга детей на базе цирка будет работать на профилактику наркомании, а также в качестве реабилитации после лечения. Ведь человек, пролечившись от наркозависимости, потом вновь возвращается в прежнюю среду, не всегда у родителей есть возможность увезти его куда-то. И в этом плане мы готовы предложить ребенку или подростку интересное занятие. Однако надо отметить, что в Ярославской области проблема наркомании не стоит остро, здесь нет того количества людей с наркотической зависимостью, которое есть, положим, в других областях. И поэтому я приняла решение, что с этой программой, хотя она прописана до нюансов, мы займемся чуть позже.
- Получается, что проблема детей-инвалидов в области стоит острее?
- Мне показалось именно так, и руководство области с этим согласно. Вообще, хочу отметить, что в ярославском правительстве работают неравнодушные люди, которые принимают живое участие в социальной работе цирка. Департамент образования, например, обещал помочь с волонтерами и специалистами, потому что работать с детьми с ограниченными возможностями - это большая ответственность. Так что поддержка есть, и планов у нас множество. В частности, уже запустили, правда, пока в тестовом режиме, интернет-вещание "Цирк-ТВ".
- Вещание идет из ярославского цирка?
- Да, здесь у нас оборудована телестудия. Снимаем различные программы, репортажи, рассказывающие о цирке, о людях, которые с ним связаны, есть формат мастер-классов, даже кулинарное шоу. Идет прямая трансляция прямо из-под купола. Очень хотим, чтобы этот канал стал популярен как у детей, так и у взрослых. Особенно интересен он будет жителям отдаленных мест, у которых нет возможности часто посещать цирк.
- Сегодня деньги требуются на воплощение любой инициативы. Как обстоят дела с финансами? Есть меценаты, готовые спонсировать ваши благие начинания?
- Пока меценатов нет. Есть достаточно скромные средства, которые вкладывает Росгосцирк, причем замечательно, что он находит возможность поддерживать наш и подобные проекты в других городах, несмотря на то, что сегодня многие цирки нуждаются в реконструкции. И, что важнее всего, - есть инициатива людей. Так что пока работаем в основном на чистом энтузиазме. Вообще, я бы хотела, чтобы наш цирк стал душой города.
- Почему Вы захотели сменить свою профессиональную роль и стать директором цирка?
- У меня теперь есть возможность реализовывать социальные проекты не только для тех категорий, о которых мы с вами говорили, но и помогать тем людям, с которыми я работаю бок о бок - это артисты, их дети. Они тоже нуждаются в тепле и поддержке. Артисты - это люди, для которых цирк - это дом. Они кочуют из одного цирка в другой, живут тут по месяцу, и мне интересно и важно сделать так, чтобы им было комфортно. Например, от нас сейчас уехала программа народного артиста Тамерлана Нугзарова. Он сам, кстати, воспитанник детского дома, осетин по национальности, вырос во Владикавказе, и среди его наездников, участников конного аттракциона тоже ребята-осетины. Я узнала, что в Осетии принято встречать гостей тремя пирогами, и мы их встречали именно так, как дома.
- А про себя можете сказать, что цирк - это ваш дом?
- Это действительно так. Даже более того, за четыре месяца моей работы ярославский цирк стал мне родным. И когда я возвращаюсь из командировки в Ярославль, я ловлю себя на мысли, что еду домой.
Беседовала Екатерина Абрамова