Рейтинг@Mail.ru
Много будешь знать, скоро не состаришься - РИА Новости, 20.04.2012
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Много будешь знать, скоро не состаришься

Читать ria.ru в
Дзен
В 70 лет библиотекарь из Ярославской области Алевтина Воронова получила пятое по счету образование и освоила компьютер, которого очень боялась. Теперь интернет и Skype для нее не неведомые слова, а повседневная реальность. При этом женщина уверена, что покорение новых вершин - верный путь к сохранению молодости и долголетию, а звание "вечного студента" помогает отодвинуть старость.

ЯРОСЛАВЛЬ, 20 апр - РИА Новости, Екатерина Абрамова. В 70 лет библиотекарь из Ярославской области Алевтина Воронова получила пятое по счету образование и освоила компьютер, которого очень боялась. Теперь интернет и Skype для нее не неведомые слова, а повседневная реальность. При этом женщина уверена, что покорение новых вершин - верный путь к сохранению молодости и долголетию, а звание "вечного студента" помогает отодвинуть старость.

С 8 класса по имени-отчеству

Психологи утверждают, что характер человека закладывается в детстве. В этом смысле все понятно - любознательность Алевтины Михайловны, ее жажда жизни и находчивость - это все оттуда. Воронова может бесконечно рассказывать необычные случаи из собственного детства, которое началось вровень с войной - в деревеньке в Орловской области летом 1941 года. Деревня была оккупирована немцами. Отец был на войне, жили бедно. Алевтина Воронова помнит, как делали оладьи из гнилой картошки. Печальный парадокс - впервые попробовав черный хлеб после войны, она нашла его менее вкусным, чем те оладьи. Не понравились ей, кстати, и шоколадные конфеты.

"Непривычны мы были к такому, привыкли питаться травой, искали дикий чеснок в лесу, грибы собирали, ягоды. Помню, мама даже что-то варила из березовых почек по весне", - вспоминает женщина.

В один из походов за пропитанием ее старший брат вместе с другом подорвались на противотанковой мине. Друг погиб на месте, а брат добрался до деревни и умер на руках у деда. Об этом, конечно, Алевтина Михайловна вспоминать не любит. Все хорошее началось, когда вернулся с войны отец. После войны родился и ее младший брат.

Родители, по образованию геологи, постоянно кочевали. Девочка росла самостоятельной и была лидером.

"Сколько себя помню, вокруг меня всегда была компания, а я была вожаком. Может поэтому меня с восьмого класса все, и учителя, и мои одноклассники, звали по имени-отчеству. Но очень часто мое умение заражать людей своей идеей вкупе с неуемной фантазией доставляли немало забот", - говорит Воронова.

Тогда у детей была популярна игра в "папанинцев". Аля собрала единомышленников, чтобы по стопам великого исследователя отправиться покорять Арктику. Арктика была далеко, поэтому туда дети не дошли, но удалились далеко за пределы деревни. Устав, прилегли на цветочном поле отдохнуть. И уснули. "Экспедицию" искали ночью, с факелами, а когда нашли, ее предводительницу или, точнее сказать, виновницу, папа вел домой по всей деревне, держа за ухо.

А вот еще забавный случай.

"Мы с друзьями залезли на черемуху, поели ягод, а когда спустились, все увидели у меня на платье несколько пятен. И что вы думаете? Я заставила друзей набрать ягод и измазать все платье - таким образом, оно получилось в горох. Шла домой - боялась страшно. Мама, увидев меня, только ахнула, а папа кинулся вон из дома, упал на траву и стал хохотать", - рассказывает собеседница.

От артистки до буквоеда

После школы Алевтина Михайловна поступила в Калужское культпросветучилище на режиссера.

"Мне это было интересно, я любила петь, танцевать, но, конечно, манила меня и геология. И через десять лет я поступила в Московский геологоразведочный институт", - вспоминает Воронова.

После него восемь лет она проработала в экспедициях на севере в Мурманской области. Затем устроилась на деревообрабатывающий завод. Работала там и кадровиком, и руководила клубом. Тогда-то и решила получить высшее образование в лесной промышленности - поступила во Всесоюзный лесотехнический техникум. Отучилась заочно все пять лет. Но когда надо было ехать на последнюю сессию, случилось непредвиденное.

Воронова тогда жила уже с мужем и взрослыми детьми - сыном и дочерью на острове Оленьем в Белом море.

"Была весна, такое время, когда лед на море становится рыхлым, проехать по нему нельзя на машине, и на лодке еще не проплыть, поэтому за нами раз в месяц прилетал вертолет. Места там все были распределены, и все знали, что я полечу на экзамены. Но так случилось, что у нас соседка надумала рожать, и мне пришлось ей своим местом пожертвовать. Так и не случилось мне получить диплом", - вздыхает Алевтина Михайловна.

Она решила так это и оставить.

На севере Воронова прожила 34 года. Говорит, это было очень счастливое, интересное, насыщенное событиями время.

"Помню, как я заведовала клубом. Несмотря на то, что я была уже не молоденькая, всегда старалась идти в ногу с молодежью, и когда появилась светомузыка, стала включать ее на танцах. Знали бы вы, как все наши бабульки были против! Даже на встрече с депутатом меня осуждали. А однажды на каком-то вечере, который я для них проводила, сами попросили: мол, выключи свет, хотим светомузыку", - смеется Воронова.

После выхода на пенсию ей предложили руководить библиотекой при клубе.

"Заведовала десять лет. И это притом, что у меня не было специального образования. Ирония судьбы заключается в том, что библиотекарей я всегда считала буквоедами, а я-то была артисткой! А сложилось так, что с библиотекой связана вся вторая половина моей жизни", - рассказывает Алевтина Михайловна.

Вы таких берете?

В конце 90-х дочь Вороновой с семьей переехала в поселок Константиновский Тутаевского района Ярославской области и стали звать туда и мать. Тогда Алевтина Михайловна уже развелась с мужем, с которым прожила 25 лет.

Сейчас Константиновский представляет собой довольно удручающее зрелище: всюду видны следы постсоветской разрухи. В нем проживает около 5 тысяч человек. Но когда Воронова увидела его впервые, людей в нем было больше, а поселок казался симпатичным и уютным: роскошный вид Волги дополняла набережная с купальнями и витым забором, всюду было чисто и аккуратно.

Дочь купила Алевтине Михайловне небольшой домик, и она решилась на переезд. Буквально через два дня ей предложили должность библиотекаря, а через пару лет она стала заведующей. Тогда-то и возникла у нее мысль получить специальное образование. Женщина отправилась покорять ярославское училище культуры.

"Мне тогда было 64 года, чего я стеснялась. Спрашиваю у преподавательницы: вы таких берете? Она женщина яркая, энергичная, подводит меня к зеркалу и спрашивает: видишь себя? Разве кто-то даст тебе твои годы? Я и успокоилась", - вспоминает Воронова.

В группе были одни молоденькие девчонки, но она быстро нашла с ними общий язык и влилась в коллектив. Группа была дружной, учились хорошо.

Воронова окончила училище с красным дипломом. Но через некоторое время решила повысить уровень и поступила в Международную академию бизнеса и новых технологий (МУБиНТ) на менеджера библиотечно-информационной деятельности.

"Хотела поступать вместе с дочерью, только она на экономиста. Но мы обе уже имеем высшее образование, и для нас это платно. А с финансами сейчас не очень, тем более у нее двое детей. И мы решили: у дочери вся жизнь впереди, и она еще успеет, а вот мне надо торопиться, так что все-таки сначала выучусь я", - рассуждает Воронова.

Покорение компьютера

Вся ее семья шутит, что бабушка окончила институт раньше внука - Антон еще учится. Учеба ей обошлась недешево. И хотя на первом курсе Вороновой, как обладательнице красного диплома, была сделана скидка, пришлось брать кредит. Выплачивает его Алевтина Михайловна из зарплаты и пенсии. Но дело того стоило - она не только повысила квалификацию, но и - о чудо! - освоила компьютер.

"Боже мой, как я его боялась! Мои одногруппники уже знали, как обращаться с компьютером, а я нет. Беру мышку в руку, а меня всю трясет, думаю: сейчас точно что-нибудь сломаю в этом аппарате", - вспоминает женщина.

Но преподаватели были с ней очень терпеливы, благодаря чему студентка не только научилась создавать документы и папки, но и освоила интернет.

"Теперь интернетом пользуюсь активно. По скайпу общаюсь с сыном, он с семьей живет в Мурманской области. Но компьютер пока только у дочери, собираюсь купить и свой, после того как кредит выплачу", - говорит Алевтина Михайловна.

Одно расстраивает библиотекаря - что диплом не красный.

"Я не потянула не от того, что не смогла. Просто не хватало времени, честно говоря, и так спала иногда по три часа в сутки. Частный дом - это вода на руках, дрова на руках, печка на тебе. Лето-то еще ничего, а вот в зимний период времени много на это уходит. Если бы было больше времени, то непременно я бы закончила с красным дипломом", - уверена Воронова.

Беспокойная старость

"Учиться надо тогда, когда понимаешь - тебе это надо. Тогда все будет получаться в учебе. Мне тогда было надо. Всегда. Я сама всюду ездила, поступала безо всяких протекций, даже своих коллег подбивала на то, чтобы учиться дальше и дальше. Человек живет, пока он мыслит, а я хочу жить долго - до ста лет", - говорит Алевтина Михайловна.

Она не стесняется своего возраста, потому что не чувствует себя на 70 лет, да и не выглядит на столько. Она вечно в движении: дом, требующий ухода, две кошки в нем, работа, руководство хором в соседнем селе, выступления в ДК, две внучки, живущие по соседству.

Но если для молодости духа хороша учеба, то для молодости тела - водные процедуры, причем холодные. Закаляется наша героиня уже около десяти лет.

"Я не хочу спокойной старости. Я наблюдаю своих сверстников, и считаю, что я ушла от них вперед. Конечно, стареет человек, этого не избежать никому, но все равно эту старость можно отодвинуть. Уж очень хочется посмотреть, что же там будет дальше", - признается Алевтина Михайловна.

Впрочем, на сей счет у нее есть предположения. Например, уже поняв, что в современной жизни значит компьютер, она уверена, что он все равно никогда не сможет заменить книгу.

"Да, библиотечное дело переживает кризис. Но книжная культура все равно восторжествует. Все эти электронные носители недолговечны, до любого носителя информации можно добраться и уничтожить его. А книги - нет. Вот посмотрите, библиотеку Ивана Грозного до сих пор не могут найти, но мы знаем, что она существует. Это же чудо. Или монастырские переписи - они хранятся веками, и это вызывает благоговение", - считает Воронова.

"Ничто не может заменить ощущение прикосновения к книжным страницам", - улыбается женщина.

Я люблю тебя, жизнь

Только не надо думать, будто после полученного диплома Воронова остановится. Например, сейчас она поставила себе задачу выучить иностранный язык и, кстати, уже понемногу занимается этим - вместе с внучками-школьницами.

Конечно, люди относятся к жизненной философии Вороновой по-разному, кто-то настроен довольно скептически: так и говорят, мол, делать что ли больше нечего? Но за свою полную приключений жизнь Алевтина Михайловна научилась твердо верить в то, что делает.

"Чтобы меня расстроить? Пусть не стараются! Зато радоваться я могу любым мелочам. Помню, страшно ликовала, когда на первой сессии в МУБиНТе получила 100 баллов за тест по философии. А вообще моя самая большая радость в жизни - это, без пафоса, сама жизнь. Я очень благодарна родителям за то, что они подарили мне жизнь, разве имею я право прожить ее бесполезно?!" - спрашивает Воронова.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала