Проблема контрафакта в России по-прежнему стоит довольно остро. Несмотря на усилия правоохранительных органов, число подделок на рынке по-прежнему велико, и зачастую граждане делают выбор именно в их пользу из-за низкой стоимости.
О том, какие меры предпринимает МВД России в борьбе с контрафактом, чем он опасен и можно ли обойтись без него, рассказал в эксклюзивном интервью корреспонденту РИА Новости Светлане Аликиной начальник Главного управления экономической безопасности и противодействия коррупции МВД России генерал-майор полиции Денис Сугробов.
- Денис Александрович, насколько популярна сегодня в нашей стране контрафактная продукция? Спрос на нее продолжает расти или, наоборот, стал снижаться?
- Вопрос защиты потребительского рынка от контрафактной и фальсифицированной продукции остается одним из приоритетных, поскольку доля подделок, несмотря на некоторое снижение, по-прежнему значительна. Контрафактные вещи, парфюмерия, продукты питания, диски - весьма популярны, ведь их стоимость в разы ниже, чем у оригинальной продукции. Люди покупаются на низкие цены, но при этом забывают, к каким тяжким последствием может привести использование подделок. Это и аллергические реакции от некачественной одежды, косметики и парфюмерии, возникновение серьезных заболеваний из-за поддельных лекарственных средств и БАДов, пищевые отравления после употребления некачественных продуктов.
Кроме того, не стоит забывать, что высокий уровень контрафакта мешает эффективному развитию экономики, что в свою очередь не лучшим образом сказывается на уровне жизни граждан в целом.
Мы неоднократно анализировали ситуацию, выясняли, чем же в первую очередь привлекает людей контрафактная продукция, почему именно ей, несмотря на все предупреждения и разъяснения, все же отдается предпочтение. Ответ банален – контрафакт значительно дешевле, и даже те граждане, которые могут позволить себе приобретать легальную продукцию, очень часто просто не хотят, как они считают, тратить деньги впустую и также довольствуются подделкой.
Свою негативную роль играют и явно завышенные цены на некоторые виды лицензионной продукции. Например, купить диск с понравившимся фильмом за тысячу рублей в магазине или контрафактный на рынке, но за 150 рублей – дилемма, с которой сталкиваются многие. В итоге совокупность этих факторов и способствует распространению контрафактной продукции.
Однако отмечу, что благодаря активной пропагандистской работе и повышенному вниманию к проблеме со стороны органов внутренних дел, за прошедший год уровень контрафактной продукции, например, в Москве, по данным Минкультуры России, удалось снизить до 49%. Этот показатель, в первую очередь, касается аудио- и видеопродукции. По мнению и государственных органов власти, и правообладателей, уровень контрафакта на территории России имеет тенденцию к снижению.
- СМИ часто сообщают об удачных операциях по закрытию предприятий и подпольных цехов, производящих фальшивые диски. В результате подделок на рынке становится меньше?
- На сегодняшний день в России действует более 150 лицензий на изготовление оптических носителей, причем промышленное оборудование фактически есть лишь у 30 лицензиатов. Все пиратские заводы в Москве за время борьбы с контрафактом были либо ликвидированы, либо перенесены владельцами далеко за границу Центрального федерального округа.
Есть и внешние факторы, которые способствуют снижению доли пиратской аудио- и видеопродукции. Так, только благодаря развитию Интернета с его легальным и нелегальным аудио-видеоконтентом, пираты потеряли от 15 до 20% сегмента рынка. Постоянное увеличение скоростей обмена информацией, по прогнозам экспертов, в ближайшие годы приведет к потере спроса на контрафакт еще на 20-30%.
Уже больше десятка "пиратов-штамповщиков" прекратили свою деятельность ввиду нерентабельности. Остальные испытывают острую нужду в рынке сбыта. До 2007 года пиратские линии работали круглосуточно в две смены, а сейчас ситуация кардинально поменялась. Работают нерегулярно, от заказа к заказу, часто простаивают из-за поломок. Линии стоимостью около 1 миллионов евро каждая не ремонтируются и не обновляются, ведь доходы уже не те.
Еще одной причиной падения спроса на CD, DVD-диски у заводов является то, что производство контрафактных аудиовизуальных произведений зачастую осуществляется с использованием комплекса системных блоков, установленных в жилых помещениях. Небольшие заказы с широким ассортиментом продукции сейчас более ликвидны, а производить промышленным способом несколько десятков экземпляров аудиовизуальных произведений попросту не выгодно.
- Действующего законодательства достаточно для борьбы с компьютерными пиратами?
- В настоящее время отмечается рост сетевого пиратства. Существуют такие его разновидности, как интернет-витрины с почтовой доставкой дисков, хакерские ресурсы, прямая загрузка контента с компьютеров других пользователей сети, специализированные ресурсы для передачи файлов в Интернете и по локальным сетям.
Уровень пиратства в сфере программного обеспечения в России, по данным специалистов, составляет 80%. При этом за последние 3 года этот показатель снизился на 7%. Представители Microsoft, в частности, отмечают, что уровень контрафактных программных продуктов сократился до 60%!
В принципе, в настоящее время имеющаяся законодательная база позволяет эффективно бороться с компьютерными пиратами. Однако еще остается ряд нерешенных вопросов, связанных с защитой прав в сети. Например, это вопросы трансграничности, анонимности, ответственности провайдеров.
Также борьба с преступниками несколько осложняется тем, что общение пиратов с клиентурой в подавляющем большинстве случаев осуществляется через интернет, зачастую посредством цифровой телефонии.
- Какие товары чаще всего подделывают?
- Этот список с годами не меняется – одежда, обувь, продукты питания, лекарственные средства, аудио и видеопродукция, о которой мы уже говорили. Приходится признавать, что производство и реализация контрафакта остается заметной частью рыночной системы РФ.
По оценкам экспертов, сегодня в текстильной и легкой промышленности доля контрафактной продукции, а именно подделок под бренды, достигает 37% от общего оборота.
Из числа парфюмерно-косметических товаров, обуви, одежды, предметов бытовой химии, консервов, молочных продуктов, чая, кофе и кондитерских изделий фальсифицированными оказывается от 15 до 30% продукции.
Анализ криминогенной обстановки показывает, что значительное количество контрафактной и фальсифицированной продукции поступает к нам из государств Юго-Восточной Азии – Китая, Гонконга, Сингапура, Индии, а также Болгарии, Турции, Польши и Украины.
При этом доля контрафакта, изготовленного на территории России, незначительна, за исключением узкого круга товаров. В основном это продукты питания, аудио- и видеопродукция.
- Денис Александрович, а как полиция борется с контрафактом? Проводятся точечные масштабные операции или ставка делается на планомерную каждодневную работу?
- Безусловно, подразделениями органов внутренних дел ведется непрерывная работа по противодействию распространения контрафактной продукции. Параллельно проводятся и масштабные операции, которые так и называются - "Контрафакт". В ходе двух этапов данных мероприятий, которые прошли в 2011 году, было выявлено более 2 тысяч преступлений, связанных с оборотом контрафактной и фальсифицированной продукции. Из них около 414 были совершены в крупном и особо крупном размере. Установлены 1264 подозреваемых, к уголовной ответственности уже привлечены 407. Сумма ущерба по возбужденным уголовным делам составила 184,4 миллиона рублей.
В результате мероприятий из незаконного оборота изъято 4,9 миллиона единиц поддельной продукции, из них - 3,2 миллиона промышленных товаров, 478,5 тысяч продовольственных, 9 тысяч единиц лекарственных средств и БАДов.
Кроме того, сотрудниками полиции была пресечена незаконная деятельность более 130 предприятий и подпольных цехов, производивших контрафактную продукцию, изъято более 4,4 тысячи единиц оборудования, используемого для ее производства, приостановлена незаконная деятельность 124 интернет-сайтов. Уничтожено свыше 20 тысячи единиц контрафактной продукции на общую сумму более 67 миллиона рублей.
Это то, что касается профилактических мероприятий. В целом же по стране правоохранительными органами в прошлом году было выявлено свыше 4 тысяч преступлений, связанных с нарушениями авторских и смежных прав, установлены 2,4 тысячи подозреваемых, размер причиненного материального ущерба по оконченным уголовным делам превысил 500 миллионов рублей. Приняты меры по обеспечению возмещения материального ущерба на сумму более 1 миллиарда рублей. В первом квартале этого года уже выявлено более 1,2 тысяч преступлений с общим ущербом свыше 107 миллионов рублей. Возмещено 105 миллионов рублей.
В качестве примеров могу привести несколько мероприятий, проведенных сотрудниками ГУЭБиПК. Так, в городе Щелково пресечена деятельность подпольного завода по производству одного из самых опасных видов фальсификата и контрафакта – алкогольной продукции. На территории предприятия находились 4 линии по производству алкоголя. В результате проверки помещений завода обнаружено более 40 тонн спирта.
В ходе осмотра четырех складов, расположенных в Москве, Одинцово и Мытищинском районе, обнаружено более 1,3 миллионов бутылок фальсифицированного алкоголя. Ассортимент винно-водочного контрафакта вызвал неподдельное удивление: от недорогих марок водки, крепленных вин и портвейна до элитных сортов виски, бренди и коньяка известных зарубежных и отечественных торговых марок.
Не менее опасными для здоровья могут оказаться подделки лекарственных препаратов. Ведь даже если их состав сам по себе безвреден, человек не получает необходимого лечебного эффекта.
Два месяца назад сотрудники Главка пресекли производство фальсифицированных лекарственных препаратов "Арбидол", "Линекс" и "Флюкостат". В поселке Михнево Московской области в частном доме располагалась линия по расфасовке и упаковке лекарств. Там же были обнаружены капсулы для таблеток, блистеры, упаковочная тара, мешки с крахмалом и 100 тысяч уже готовых фальсифицированных препаратов "Арбидол" на сумму более 20 миллионов рублей.
Мощность производственной линии позволяла лжефармацевтам изготавливать более полутора миллионов упаковок фальсифицированных лекарственных препаратов в год на сумму более 300 миллионов рублей. В отношении подозреваемых возбуждено уголовное дело.
Задерживаемый контрафакт – не только товар, произведенный в РФ, но и подделки, ввезенные через границу. К примеру, в декабре прошлого года была пресечена деятельность организованной группы. Ее участники подозреваются в сбыте контрафактных автозапчастей. Поддельный товар без указания марки производителя ввозили на территорию России из Китайской Народной Республики. Контрафакт переправляли в Московскую область, где на территории одного из рынков располагался упаковочный станок. Там выходцы из стран Юго-Восточной Азии "превращали" дешевую подделку в автозапчасти всемирно известных фирм-производителей - BOSCH, LUK, ВАЗ. Сбывали контрафакт как крупным оптом, так и через магазины автозапчастей в различных регионах страны.
По предварительным подсчетам, ущерб компаниям-правообладателям превысил 54 миллиона рублей. В отношении подозреваемых возбуждено уголовное дело по статье "Незаконное использование товарного знака".
Благодаря принимаемым мерам удалось достигнуть определенных результатов в сфере охраны интеллектуальной собственности, появляется тенденция к снижению доли контрафактной продукции. Но только усилиями правоохранительных органов одержать верх над "интеллектуальным пиратством" будет нелегко. Мы считаем, что и правообладатели со своей стороны также должны проявлять большую активность в борьбе с производителями контрафакта и оказывать помощь органам внутренних дел. Без координации наших действий весьма сложно добиться хороших результатов. В итоге не только сами правообладатели продолжат нести значительные убытки, но и самое главное - от подделок по-прежнему будет страдать потребитель, то есть мы с вами.
Кроме того, органы власти должны активнее вести разъяснительную работу с населением, объяснять людям, чем опасен контрафакт и к каким тяжким последствиям может привести использование подделок. Только поменяв отношение к пиратской продукции в обществе, мы сможем в разы снизить ее долю на рынке. А пока на подделки есть спрос, бороться с ними довольно сложно.