МОСКВА, 18 апр - РИА Новости. Ученые установили, что выражение лица человека, как и способ восприятия выражаемых им эмоций, тесно связаны с культурными особенностями конкретной нации, сообщает портал Sciencemag.org Американской ассоциации по продвижению науки со ссылкой на данные Национальной академии наук США.
Гипотеза, что выражения лица означают одно и то же в любой точке земного шара, отсылает нас к Чарльзу Дарвину. В своем труде от 1872 года "Выражение эмоций среди людей и животных" знаменитый натуралист идентифицировал шесть основных эмоциональных состояний: счастье, удивление, страх, отвращение, гнев и печаль. По мнению Дарвина, если бы выражение эмоций с помощью мимики было лишь культурной чертой, то передаваемые из поколения в поколение значения этих выражений лица изменили бы свое значение. Улыбка бы сигнализировала счастье для одних, но отвращение для других. Ученый пришел к выводу, что у общих человеческих предков был один общий набор основных эмоций с соответствующими выражениями лица, что наследуется генетически. То есть, улыбка и хмурые брови - обусловлены биологическими факторами, а не культурными.
Однако психолог университета Глазго в Великобритании Рэйчел Джек говорит, что есть фундаментальный недостаток в исследованиях, выполненных во времена Дарвина. Дело в том, что западноевропейские исследователи, используя шесть основных выражений эмоций по Дарвину в качестве своей отправной точки, изучали одновременно и западноевропейские лица. Ученые не рассматривали возможность того, что у незападных культур могут отличаться базовые эмоции, определяющие выражения лица. Эти выражения могут быть похожи на мимику жителей Запада, но иметь тонкие отличия, которые остались незамеченными.
Чтобы проверить правоту теории Дарвина об универсальности шести эмоциональных категорий для всех людей, профессор Джек с коллегами, используя компьютерную программу, создали виртуальные 4,8 тысячи лиц с разными эмоциями. Компьютер сгенерировал лица, сокращая реальные лицевые мышцы, оттягивая углы рта вниз или вверх, сужая или расширяя глаза и так далее. Половина эмоций были показаны с помощью лиц жителей Европейцев (Запад), а другая половина - с помощью лиц уроженцев Восточной Азии (Восток).
Затем команда исследователей попросила добровольцев определить, какие же эмоции отображены на созданных лицах. Ученые протестировали 15 недавно прибывших из стран Восточной Азии иммигрантов, убедившись, что те крайне мало видели западноевропейских жителей. Исследователи также набрали 15 европейцев в качестве контрольной группы. Для каждого из почти 5 тысяч лиц участники должны были выбрать одну из шести базовых эмоциональных категорий Дарвина и ранжировать интенсивность эмоции по пятибалльной шкале. Если тип эмоций был не ясен испытуемому, он отвечал: "не знаю". В случае правомерности теории Дарвина, ответы двух групп совпали бы, однако этого не произошло.
Если западноевропейцы легко считывали шесть базовых эмоций по типу и интенсивности, то жители Востока видели лица в другом свете. Улыбку все респонденты идентифицировали однозначно, но жители Восточной Азии не могли сформулировать четкие категории для таких эмоций как удивление, страх, отвращение и злость.
Исследователи пришли к выводу, что жители Востока больше уделяют внимания глазам при определении интенсивности той или иной эмоции, жители же Запада используют конкретный набор лицевых мышц для каждой из базовых эмоций Дарвина. Для иммигрантов с Востока, по словам Джека, фундаментальными скорее выступают такие эмоции как стыд, гордость или вина.
Ученые уверены, что их выводы - вызов распространенному мнению о биологической обусловленности проявления тех или иных эмоций. В каждой культуре есть свои базовые эмоциональные категории и их не обязательно разделяют представители других культур.