Илья Бер, обозреватель РИА Новости.
Сидящий под домашним арестом в Лондоне основатель Wikileaks Джулиан Ассанж провел свой первый эфир в роли ведущего передачи на телеканале RT, финансируемом российским правительством и вещающем для значительной аудитории по всему миру на английском, арабском и испанском языках. Умышленно или нет, но название шоу перекликается с изначальным именем самого телеканала, который лишь недавно стал обозначать себя аббревиатурой из двух букв, а поначалу назывался Russia Today («Россия сегодня»). Программа Ассанжа – The World Tomorrow («Мир завтра»), и девизом ее, видимо, нужно считать звучащее в заставке «To keep journalism honest!» («Сохранить журналистику честной!»).
RT до последнего держал в тайне имя первого гостя Ассанжа, а главный редактор канала Маргарита Симоньян предупреждала, что «найдутся «ястребы» и «горячие головы», которые будут говорить, что за этот эфир наш телеканал нужно закрыть, или выбросить из кабельных сетей, или запретить нам доступ к аудитории в тех или иных странах». Гостем в итоге оказался лидер ливанского военизированного шиитского движения «Хезболлах» Хасан Насралла.
Канал RT объявлял, что запланировано еще девять подобных передач. Кто будет другими гостями Ассанжа, пока не сообщается. В промо-ролике Ассанж говорит, что среди прочих он хотел пригласить в эфир Михаила Ходорковского, но не может это сделать, поскольку тот находится в заключении.
Ранее в одном из интервью глава RT Маргарита Симоньян сообщила, что телеканал не намерен вмешиваться в редакционную политику ток-шоу, за которую отвечает автор проекта Джулиан Ассанж.
Какой же завтрашний мир показала первая телепрограмма основателя Wikileaks? Готов ли Ассанж стать звездой тележурналистики? И что он ищет на российском телеканале, вещающем на зарубежную аудиторию?
Форма и содержание The World Tomorrow
Программа оказалась обычным размеренным интервью с «говорящей головой», коих на любом канале сколько угодно. Некоторая скандальность обеих фигур – и гостя, и ведущего - сполна компенсировалась отсутствием драматургии и какой-либо новой информации для любого человека, хоть сколько-нибудь интересующегося поднятыми темами.
Никаких специальных декораций или оригинального режиссерского решения у программы нет. Она записывается в бедно обставленной комнате (реальном месте домашнего заключения Ассанжа), в которой установлены то ли две, то ли три телекамеры и видеомонитор, посредством которого идет общение с гостем.
Рядом с Ассанжем в первом выпуске сидели два переводчика-синхрониста, один из которых переводил вопросы ведущего, а другой – ответы гостя Ассанжу и телезрителям. Большую часть из 26-минутного хронометража программы на экране красовалась говорящая голова лидера организации, в своих методах не гнушающейся терроризма.
В начале программы Ассанж объявил, что с 2006 года этому арабскому радикалу не предоставляли эфир на западных телеканалах. Далее речь в основном шла об истории «Хезболлах», ее борьбе с Израилем за права ливанского и палестинского населения и о ситуации в Сирии. Насралла рассказывал о героизме арабского сопротивления в 2006 году во время ливано-израильского военного конфликта; о том, что США всячески дискредитируют «Хезболлах»; о том, что американцы, считая себя бастионом свободы слова, на деле ограничивают ее, не давая проникать на свою территорию сигналу ливанского спутникового телеканала «Аль-Манар».
Ассанж старался как-то реагировать на рассказ гостя, но делал это вяло, по большей части задавая заранее подготовленные и написанные на лежащих перед монитором листах бумаги вопросы. Интервьюер из него оказался никудышный.
Лишь в отношении Сирии вопрос, заданный ведущим, был более или менее острым. Ассанж интересовался, почему «Хезболлах» поддерживала «арабскую весну» в Тунисе, Египте и Йемене, но не поддерживает ее в Сирии, и где та черта, граница, которую «Хезболлах» не сможет перейти в своей поддержке режима Башара Асада – тысяча человек убитых, миллион, или сколько?
Насралла аккуратно ушел от ответа, сказав, что в Сирии ситуация иная, и подтвердил свою поддержку действующей сирийской власти (что, в общем, не мудрено, учитывая, сколько лет Асад финансово поддерживает ливанскую радикальную организацию).
В завершение программы Ассанж попросил Насраллу еще раз рассказать, почему, хотя ливанские повстанцы при секретных переговорах не пользуются сложными кодами и шифрами, лучшие израильские разведчики с помощью самой сложной техники тем не менее не в силах их понять. Оказывается члены сопротивления, большинство из которых выходцы из ливанских сел и деревень, говорят на местном сленге, который человеку, не проведшему там все детство, понять невозможно.
Завершило довольно унылую (на мой взгляд) программу, в которой не прозвучало никакой новой (также на мой взгляд) информации, сделанное с подачи ведущего заявление гостя о том, что сопротивление американской гегемонии в мире сегодня естественно для морального человека. А для человека, исповедующего одну из авраамических религий - в особенности.
Ассанж и журналистика
И в мире, и в России отношение к личности и деятельности Ассанжа противоречиво. Для одних он абсолютный герой, борец за свободу информации, открытую дипломатию, антиглобализм и честную журналистику. Для других – отщепенец, использующий противозаконные методы при добывании информации, подставляющий сотни ни в чем не повинных людей под удар и дискредитирующий журналистскую профессию.
К первой точке зрения склоняется главный редактор журнала «Русский репортер», эксклюзивно публикующего в России материалы Wikileaks, Виталий Лейбин. Он утверждает, что никаких доказанных фактов, что кто-то пострадал в результате сливов Wikileaks, не было.
«Мы знаем, что респектабельные издания, и российские, и западные, пользуются формулировками, типа: «По словам неназванного высокопоставленного источника…». И это ситуация существенно менее честная, чем апелляция к документу, чья достоверность не вызывает сомнений», - говорит он.
Выражающий противоположную точку зрения обозреватель "Коммерсантъ FM" Константин Эггерт уверен, что Wikileaks не знают, пострадали ли, например, те, кто работал в Афганистане с силами коалиции (и попал в опубликованные материалы Wikileaks – Ред.), позже от талибов, потому что никакого способа узнать об этом нет. «Мы плохо себе представляем, что происходит в провинции Гильменд, например. Но логично предположить, что эти люди как минимум оказались в условиях, когда их жизни угрожала опасность, - полагает обозреватель. - Журналист должен руководствоваться соображением того, что может случиться в результате его публикации».
Эггерт считает, что то, чем занимается Ассанж - не журналистика. «Это можно назвать гражданской активностью, политической активностью. Но это не журналистика. Журналистика предполагает процесс расследования, сравнения полученных данных, анализа, комментирования. Все это в деятельности Wikileaks отсутствует». Зато, как отмечает журналист, в ней присутствуют противозаконные методы получения информации.
«Что касается методов, то, собственно, Wikileaks, в отличие от хакеров группы Anonimus, например, не является субъектом воровства тех или иных документов, - возражает Виталий Лейбин. - Это открытая площадка для любого субъекта, который хотел бы обнародовать информацию. Которая (площадка – Ред.), более того, гарантирует при нормальном поведении информанта, что происхождение этих документов не будет указано».
Лейбин полагает, что если посмотреть на самую блестящую историю в журналистике – «Уотергейт», - то там происхождение документов было еще более туманно. «И на вопрос, кто и с какой целью слил документы Счетной палаты по «Транснефти» Навальному, у меня тоже нет ответа, - говорит редактор. - А в случае с Wikileaks у меня есть ответ на вопрос. Поэтому это для меня более чистая история, чем игра в сливы, где ты не знаешь, во что играет твой противник или твой информатор».
В чем сходятся оба журналиста, так это в том, что деятельность Wikileaks и Ассанжа утопична. Правда, если Лейбин считает, что именно утописты сегодня имеют настоящие ценности и определяют направление общественного прогресса, то Эггерт уверен, что их анархические идеи доказали свою несостоятельность, а государственные структуры, видя в них опасность для своей нормальной жизнедеятельности, логичным образом им противостоят.
Ассанж, Россия и Америка
Появление Джулиана Ассанжа в качестве ведущего именно на телеканале RT скорее закономерно, нежели случайно. По словам Виталия Лейбина, RT был первым телеканалом, взявшим у него интервью, когда выяснилось, что его журнал («Русский репортер») будет публиковать скандальные утечки.
RT, как заявляет его руководство, представляет иную точку зрения на события в мире, чем глобальные западные телеканалы. Поэтому не удивителен интерес этого канала к фигурам, подобным Ассанжу. Сам уроженец Австралии неоднократно признавался, что одна из главных его миссий - борьба с супердержавами, главной супердержавой, США, и супервластью вообще.
Основатель Wikileaks уже больше года находится под домашним арестом в Лондоне в ожидании экстрадиции в Швецию, где его обвиняют в сексуальных домогательствах и изнасиловании. При этом его сторонники отмечают отчетливо политический характер преследований. А премьер-министр России Владимир Путин назвал арест Ассанжа противоречащим принципам демократии.
Wikileaks как организация испытывает сейчас значительные финансовые затруднения. Под давлением властей США, обеспокоенных утечками секретных документов о ходе войны в Афганистане и отчетов американских дипломатов по всему миру, крупнейшие платежные системы Pay Pal, Visa и MasterCard заблокировали счета Wikileaks, на которые поступали пожертвования.
Да и у самого Ассанжа крайне непростая финансовая ситуация. «Такие проекты для него – выход в свет, кусочек свободы, а также немного денег», - говорит Виталий Лейбин.
В долгосрочной перспективе [для Ассанжа] работа на такой канал как Russia Today – это скорее урон для репутации, чем плюс, считает обозреватель "Коммерсантъ FM" Константин Эггерт. При этом журналист замечает, что Ассанж стал знаменем левых фанатиков и конспирологов всего мира. «Я не удивлюсь, если в этой программе появятся Махмуд Ахмадинежад, Уго Чавес, Ноам Хомски и другие герои антиамериканских интеллектуалов», - говорит Эггерт.
Однако председатель Совета по внешней и оборонной политике Сергей Караганов не считает Ассанжа врагом Госдепа США и не думает, что его появление на телеканале, финансируемом из российского бюджета, может повлечь какое-то заметное ухудшение отношений между двумя странами.
Вообще, по мнению Караганова, мир сейчас другой и не очень зависит от того, хорошие отношения у России с Америкой или плохие.
«Даже звучавшие с высоких дипломатических трибун США серьезные обвинения в том, что Россия поддерживает Сирию, мало кого волнуют в Москве, да и в мире тоже. Программа [Ассанжа] будет интересной, если он через нее будет рассказывать что-то серьезное, что он еще не публиковал на сайте. Но революции из-за Ассанжа в мире не произошло. Американская дипломатия потерпела некоторый ущерб из-за потери репутации, и всё», - утверждает эксперт.
Формат телепередачи The World Tomorrow вроде бы не предусматривает чтения вслух в эфире основателем Wikileaks каких-то еще не опубликованных сенсационных «утечек».
В другом же формате Ассанж пока смотрится бледно и непрофессионально. Но это его собственная продукция, его выбор. Телеканал RT всего лишь приобрел права на показ этого шоу.
Ранее официальным представителем WikiLeaks заявлялось, что в дальнейшем права на показ шоу получит множество телекомпаний по всему миру.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции