МОСКВА, 17 апр - РИА Новости, Светлана Янкина. Российские коллекционеры предпочитают приобретать западно-европейское и национальное искусство XVIII-начала XIX века и авангардистов, но не второй половины XIX века из-за частых случаев подделок произведений художников того времени, констатировала на открытии выставки "Портреты коллекционеров" в ГМИИ им. Пушкина во вторник заведующая отделом личных коллекций Наталья Автономова.
"У коллекционеров существует тенденция внимания к западно-европейскому искусству, которая судя по всему будет развиваться и далее. С русским искусством возникают проблемы прежде всего экспертные, а лучшие вещи находятся в музеях, поэтому их сложно собирать", - отметила она и добавила, что среди порядка 30 приглашенных к участию коллекционеров не нашлось того, кто был бы сконцентрирован только на русском искусстве второй половины XIX века, поэтому оно занимает только один зал, где демонстрируются работы из нескольких собраний.
Что касается подлинности представленных на выставке произведений искусства, то, по словам директора ГМИИ Ирины Антоновой, все они прошли проверку музейными специалистами. Кроме того, владельцы картин и графики художников ХХ века должны были предоставить убедительный провенанс, то есть историю бытования работы, а также она должна была входить в научные каталоги-резоне.
Выставка "Портреты коллекционеров" приурочена к столетию ГМИИ им. Пушкина и на ней можно увидеть порядка 300 произведений из крупнейших московских коллекций - то, что приобреталось на мировых аукционах и арт-рынке в течение последних 20 лет. Исключение составляет лишь собрание художника Ильи Глазунова, которое начало формироваться в 1960-е годы.
"Это коллекционеры нового поколения, те, кто начал собирать в начале 1990-х годов. Это иная социальная прослойка коллекционеров, нежели была у нас раньше. Тогда это были ученые, врачи, музыканты и так далее - как правило, люди не состоятельные, но любящие искусство и собирающие его. Новые же коллекционеры - в основном предприниматели и бизнесмены, которые увлеклись собиранием. Нас интересуют эти люди, которые посвятили себя этому делу и тратят немалые средства на произведения искусства ", - отметила Антонова и напомнила, что все крупные мировые музеи имеют в своей основе хотя бы часть каких-то личных коллекций.
Московские коллекции показывают на выставке в разных объемах - для чьей-то был отведен целый зал, у кого-то для экспонирования взяли три-пять картин.
Самой представительной в этом смысле стала коллекция председателя совета директоров банковской группы "Альфа-банк", члена попечительского совета музея Петра Авена, который наиболее активно собирал художников "Мира искусства", "Бубнового валета" и "Голубой Розы". Экспозицию открывает масштабное полотно Аристарха Лентулова "Победный бой", а также "Богоматерь с младенцем" Кузьмы Петрова-Водкина и "Верстак" Петра Кончаловского.
Также в этой части можно увидеть Кустодиева и Нестерова, ранее принадлежавших Лидии Руслановой, и Коровина, происходящего из коллекции Леонида Утесова.
Портрет коллекционера Александра Смузикова сформирован из русского светского искусства XVIII - первой половины XIX века - работ Рокотова, Левицкого, Тропинина и авангардистов Малевича, Гончаровой и Поповой, которые демонстрируются в одном пространстве.
К авангардистам также неравнодушны коллекционеры Ивета и Тамаз Манашеровы, которые дополнили свою коллекцию произведениями грузинских художников, в том числе Пиросмани и Гудиашвили.
Одну из самых крупных коллекций художников-символистов собрали председатель Клуба коллекционеров изобразительного искусства Валерий Дудаков с супругой Мариной Кашуро - ее основой стали произведения художников "Голубой Розы" Кузнецова, Судейкина, Сапунова, Крымова и других.
Что касается западно-европейского искусства XVI-XVIII веков, то, как отметил глава искусства Старых мастеров Вадим Садков, наши коллекционеры ориентируются не на первые имена вроде Рембрандта и Вермеера, поскольку они весьма редки и дороги, а выбирают из всего многообразия тех художников, полотен которых нет в российских музейных собраниях. Среди таких собирателей - Василий Горященко и Максим Кочеров.
В части Старых мастеров представлены также четыре живописных произведения из коллекции министра культуры Александра Авдеева. Эксперты выделяют среди них полотно "Святой Андрей" мастера круга Франса Флориса, а также картину "Поклонение пастухов" голландского живописца Паулюса Лезира и говорят, что ему удалось собрать коллекцию художников XVI-XVIII веков, чему немало поспособствовала дипломатическая служба во Франции, где Авдеев делал приобретения на небольших аукционах.
Одно из открытий на выставке - полотно XVII века "Мадонна с младенцем" Гверчино из коллекции Жозефины, супруги Наполеона. В XIX века она была приобретена для Эрмитажа, где находилась до 1862 года, потом была передана в московский Румянцевский музей, а после его расформирования коллекция, за исключением этой картины, попала в ГМИИ им. Пушкина. До 1927 года "Мадонна с младенцем" продолжала находиться в доме Пашкова, а потом была передана в государственный музейный фонд, из которого многие произведения продавались за рубеж, но эта попала в антикварный магазин, а позже - к Глазунову.
Из тех вещей, что были национализированы и проданы в 1920-е годы - иконы мастера Овчинникова из семьи императора Николая II, которые оказались в собрании Арманда Хаммера, а после были приобретены Владимиром Логвиненко.
Коллекции западно-европейского искусства ХХ века начали формироваться, как отметил старший научный сотрудник отдела искусства XIX-XX веков Алексей Петухов, начали формироваться не так давно - лет пять-шесть назад, но коллекционеры уже уверенно заявили о себе на мировых аукционах, делая там многообещающие приобретения.
Благодаря собраниям Константина Григоришина и Александра Чистякова впервые в российских музеях показаны произведения Тамары Лемпицкой - "Спящая" и "Дама в черном платье".
Выставка "Портреты коллекционеров", которая будет работать для публики с 18 апреля по 26 августа, открывает сезон юбилейных мероприятий ГМИИ - в апреле в музее начнут работу экспозиция, посвященная истории его создания, и грандиозный проект "Воображаемый музей".