Вера Рыклина, для РИА Новости.
Вердикт Европейского суда по правам человека по Катыни, оглашенный в понедельник, поставил еще одну точку в деле о расстреле польских офицеров в 1940 году. Он в очередной раз напомнил, что Россия не извлекла из катынской трагедии главного урока: мы так и не поняли, как важно для страны принимать свое прошлое таким, каким оно было в действительности.
Иск, который подали родственники погибших, и вердикт, оглашенный сегодня Европейским судом по правам человека, был удовлетворен частично. Заявители требовали, чтобы их признали потерпевшими из-за того, что в 2004 году Генпрокуратура России закрыла уголовное дело о катынском расстреле: мол, нарушена 3 статья Европейской конвенции о защите прав человека, предусматривающая запрещение пыток и бесчеловечного и унижающего достоинства обращений.
Решение Суда получилось компромиссным. С одной стороны, он подтвердил, что Россия не приложила должных усилий к тому, чтобы предоставить родственникам жертв полную информацию о гибели их родственников. Однако, с другой, – так как родственники эти по большей части дальние и в близких отношениях с убитыми не состояли, – то пытками такое отношение назвать нельзя, а следовательно, 3 статья не нарушена. Минюст РФ сразу же объявил, что решение Суда вынесено в пользу России, и обжаловать его нет нужды.
Судебная свистопляска вокруг Катыни на самом деле уже не имеет значения: проблема расстрела польских офицеров ушла в историю вместе со всеми, кто знал их лично. Российско-польские отношения, в общем-то, нормализованы, а документы НКВД давно все расставили по местам.
Но этот иск интересен по другой причине. Катынь уже стала историей, но Россия не извлекла из Катыни главного урока – необходимости хранить социальную историческую память. Эта очень сложная задача – о правде и национальной гордости. В XX веке правители многих государств совершали поступки, позднее квалифицированнее как преступления против человечества. Многие народы поддерживали самые безумные и страшные инициативы своих правителей.
Знание – сила
Каждый шестой россиянин вообще никогда не слышал про трагедию, случившуюся 70 лет назад в Катыни. Каждый второй не знает, что вина НКВД доказана документально, а каждый второй из тех, кто знает, все равно сомневается в причастности СССР к расстрелу поляков. Только 28% опрошенных сказали, что испытывают стыд за то, что случилось тогда в смоленском лесу.
Эрих Мюнке из немецкого фонда "Память, ответственность и будущее" говорит, что только через осознание народом своей коллективной ответственности за прошлое возможно движение вперед. "Ведь вина все равно где-то внутри сидит и гложет, – говорит он. – Ее надо выговаривать, иначе она так и будет портить жизнь".
Есть реальность, с которой надо жить дальше: уважать себя, доверять соседям, гордиться государством – то есть делать то, без чего существование страны фактически невозможно.
По словам Франсуа Лоззи, французского социолога, последние 20 лет занимающегося вопросами исторической памяти, государство можно сравнить с человеком: если замалчивать проблемы, не обращать внимание на прошлое и делать вид, что ты белый и пушистый, – будет только хуже. Когда все вокруг знают, что ты поступил плохо, надо повиниться, иначе с тобой не будут водиться, да и внутри себя самого покоя и порядка не будет. Лоззи утверждает, что осведомленность людей о прошлом – главное условие преодоления национальных комплексов.
Жизнь с прошлым
Есть такой термин – "преодоление прошлого", его придумали немецкие социологи, и он касается, в первую очередь, отношения современной Германии к тому, что сделала Германия времен третьего рейха. Немцы потратили много лет на то, чтобы понять, как относиться к самим себе, то есть к тем, кто позволил Гитлеру сделать то, что он сделал.
Первые 30 лет после войны про это не говорили, как будто никакого Гитлера не было вовсе. Историю учили по довоенным учебникам, даже географические карты были старые – начала 1930-х годов.
В 1970-х стало понятно, что дальше так продолжаться не может: надо писать новые учебники, надо думать о том, как избавить нацию от комплексов.
Концепцию исторической политики, официально принятой Германией на государственном уровне, создавали десятки социологов, историков и психологов. Они постановили, что "культура памяти" – самое необходимое для того, чтобы страна развивалась дальше.
Надо признать свою вину, прочувствовать ее, осознать, раскаяться и жить дальше. В 1973 году президент ФРГ Густав Хайнеман своим указом ввел обязательный школьный курс "Немецкая история", посвященный Второй мировой войне.
В рамках этого курса, включающего подробные лекции о преступлениях третьего рейха, каждый ребенок должен был описать судьбу любой еврейской семьи из своего района. До этого в каждой библиотеке был создан специальный отдел, где хранилась литература, посвященная гитлеровской Германии, в том числе и документы, касающиеся жертв режима.
Этот курс обязателен до сих пор. С 1980-х в него включили обязательные семинары, на которые каждая школа должна приглашать свидетелей событий нацистских времен.
Точно так же обязательно постановление 1984 года, которое предписывает всем телеканалам отводить небольшую часть своего эфира под программы о Холокосте.
Настоящий Виши
Приблизительно тем же путем пошла Франция. Долгие годы там пытались забыть о том, что во время войны в Париже была создана профашистская администрация, которая сотрудничала с Гитлером и в целом его поддерживала.
Вплоть до 1990-х годов официальный Париж не признавал ответственность французов за режим Виши, но 16 июля 1995 года президент Жак Ширак признал ответственность французского государства за депортацию евреев и призвал французов к покаянию.
С тех пор во Франции то и дело принимают так называемые "законы памяти", направленные на то, чтобы формировать правильный образ прошлого в головах у французов.
Например, на французских домах, где жили до депортации евреи, вешают соответствующие мемориальные доски. В день памяти жертв Холокоста почти в каждом городе устраивают шествия памяти, каждый ученик младшей школы должен узнать все о судьбе любого французского еврейского ребенка времен Второй мировой войны и собрать настоящее досье – с фотографиями, воспоминаниями, биографией. В рамках тех же законов памяти была введена уголовная ответственность за отрицание Холокоста.
По опросам Французской службы статистики, 89% французов в возрасте 10 лет знают, что такое "Холокост", и почти 75% признают, что на французах лежит коллективная вина за гибель нескольких тысяч евреев.
То, о чем не все знают в России
В российских учебниках истории, рекомендованных Минобразования школам, Катыни уделены несколько абзацев. В официальной российской историографии это всего лишь досадный и неприятный эпизод большой и очень тяжелой войны.
На самом деле эта трагедия стала самым важным событием той войны для сотен тысяч людей. Тогда, в 1940 году, СССР объявил Операцию по разгрузке лагерей – плененных после раздела Польши между СССР и Германией поляков было так много (около полумиллиона), что содержать их в местах заключения стало слишком дорого. Большую часть отправили на поселение в Сибирь и Казахстан, поляков – жителей территорий, отошедших к СССР, распустили по домам, несколько десятков тысяч передали Германии.
Узники трех лагерей в Осташкове, Козельске и Старобельске – именно в них содержались офицеры и высший состав польской армии – были приговорены тройками к высшей мере наказания. Приговор приводили в исполнение почти месяц – все это время людей расстреливали практически без остановки 24 часа в сутки.
Их родственники просто перестали получать письма и ничего точно не могли узнать о судьбе своих мужей, братьев и отцов до 1992 года, когда по личному распоряжению Бориса Ельцина были обнародованы секретные документы из архивов НКВД, подробно описывающие, как и почему СССР казнил 22 000 человек.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции