Редакция авторских материалов РИА Новости.
Похудевший на 12 килограммов экс-кандидат в мэры Астрахани Олег Шеин прилетел в Москву для встречи с председателем ЦИК Владимиром Чуровым. Последний не исключил возможности просмотреть видео с астраханских избирательных участков уже в понедельник. В тот же день суд одного из районов Астрахани принял иск от Шеина о признании результатов выборов мэра недействительными.
История голодовки эсэра Шеина и тот резонанс, который она вызвала (не в последнюю очередь благодаря мощной поддержке думской фракции "Справедливой России" и ключевых фигур московской несистемной оппозиции), заставляют говорить о ее важности для понимания новых процессов, происходящих как в российской политике, так и в обществе.
Страсти в небольшой и вполне провинциальной Астрахани продолжали кипеть и тогда, когда, казалось бы, прошли все возможные выборы, и президентская инаугурация на носу, а оппозицию все чаще упрекают в отсутствии новых конструктивных лозунгов, новых неординарных подходов и новых фигур.
И внезапно оказалось, что скандал вокруг кресла астраханского мэра (как и ситуация с выборами мэра Ярославля) становится предвестником новой тактики российской оппозиции, которую она сама, похоже, до конца еще не осмыслила.
Блокбастер, но уже не голливудский
Все началось неожиданно, но развивалось стремительно. Претендент на кресло мэра Астрахани Олег Шеин отказался признать итоги выборов, заявил о массовых фальсификациях и объявил голодовку.
Как он сам утверждает, все его обращения в органы государственной власти оставались без ответа, хотя иск в суд он подал только 16 апреля. ЦИК, посмотрев видеозаписи с участков, присланные Шеиным, обвинил эсэра в монтаже, а губернатор области то сочувствовал ему, то отказывал в поддержке.
Через неделю-две после начала противостояния Шеина с местными властями ситуацией заинтересовались в Москве. Первыми туда поехали Леонид Парфенов и Доктор Лиза: именно после их поездки в столице заговорили о критическом состоянии здоровья голодающих и о том, что надо срочно принимать меры. В Астрахань выдвинулся "московский десант" – сотни желающих поддержать Шеина и Ко – во главе с Навальным, Яшиным и Ксенией Собчак. Несколько дней в городе шли митинги и мелкие стычки с ОМОНом, вылившиеся в субботнее шествие в центре города.
В Москве устраивают акции солидарности, а Сергей Удальцов даже решил поддержать астраханским соратников не словом, а делом и присоединился к их голодовке.
Все, что происходит в Астрахани и вокруг нее в последний месяц, похоже на сценарий голливудского блокбастера в жанре "одиночка в битве за правду и справедливость", хотя мы до сих пор не знаем, насколько справедливы обвинения Шеина и не преувеличивает ли он в собственных интересах масштабы нарушений. Но то, что поначалу казалось нелепым, смешным и даже немного милым, к 31 дню голодовки уже больше напоминало жесткую схватку с непредсказуемым финалом, которым, при определенных обстоятельствах, могла быть даже смерть.
"Какая нынче разница…"
Было бы лукавством сказать, что перед нами – борьба "маленького человека" с государственной машиной. Олег Шеин – вполне известный и опытный политик, человек с длинной и яркой политической судьбой.
В 17 лет, когда Советский Союз уже дышал на ладан, он вступает в Объединенный фронт трудящихся России. Сегодня эту организацию именовали бы консервативно коммунистической, а тогда ее членов называли просто ленинцами и над ними посмеивались: пламенные идеалисты мечтали вернуть погибающую страну в русло истинного коммунистического развития, искреннее полагая, что в следующий раз все будет по-другому.
В 1993-м Шеин участвует в обороне Белого дома и штурме Останкино. В 1995 году он создает профсоюзное движение "Защита" и тогда же впервые баллотируется в Госдуму от избирательного блока "Коммунисты – Трудовая Россия – За Советский Союз".
Тогда не получилось, но через четыре года Шеин повторяет попытку – на это раз он выдвигается в одномандатном округе как независимый претендент на депутатское кресло – и проходит в Думу.
За три депутатских срока Шеин сменил три фракции: "Регионы России", "Родину" и "Справедливую Россию". Все выборы за эти 12 лет он выигрывал легко и как будто играючи – всякий раз набирая для своей организации наибольший процент по России: 16% для Рогозина в 2003 году и 20% с лишним – для эсеров в 2007-м.
По взглядам Шеин – радикал и левак, весьма сомнительная фигура для консолидации разношерстной российской оппозиции. В "мирное" время он вряд ли мог бы рассчитывать на поддержку большей части своих сегодняшних соратников.
Одна из активисток, собиравшаяся на выходных в Астрахань поддерживать голодающих, узнав о связи Шеина с "Родиной", растерялась: "Что же теперь, билет сдавать…?". Но через минуту взяла себя в руки и бодро отчеканила: "Да ну, ерунда! Какая нынче разница".
По словам политолога Георгия Сатарова, президента фонда "Индем", события в Астрахани встают в один ряд со всеми протестными акциями последнего полугодия: митингами на Болотной и Сахарова; беспрецедентной кампанией по наблюдению за президентскими выборами, вторым туром в Ярославле, куда отправились сотни столичных наблюдателей. Люди хотят жить по-другому, считает Сатаров.
Новые лица оппозиции
Очевидно, что протестам, в основном московским, нужны были свои герои, на звание которых явно не тянули фигуры из "старой" оппозиции. Именно поэтому тот же Удальцов превратился из революционера-маргинала в серьезного политического игрока всего за несколько дней.
У Олега Шеина теперь тоже есть шанс стать новым лицом оппозиции и, конечно же, Шеин очень хочет им стать: он молодой, амбициозный и убежден в своей правоте.
По официальным данным астраханского ЦИК, Олег Шеин набрал 30% голосов. Говоря объективно, это очень хороший результат – такие высокие показатели у соперников "Единой России" бывают нечасто.
Эсеры утверждают, что у них есть доказательства фальсификаций – таких же, как и по всей стране: "карусели", вбросы, неправильный подсчет бюллетеней. Многое, по их словам, должны были записать камеры с участков. Шеин уверен: победу у него украли. Мол, избранный мэр Михаил Столяров никак не мог набрать приписываемых ему 60% голосов.
Многие астраханцы действительно симпатизируют Шеину. Он вырос в этом городе, учился, работал – в том числе и школьным учителем. Он заседал в местных органах власти всех уровней, и о городских проблемах знает не понаслышке.
В январе этого года в Астрахани проводили уличный социологический опрос, чтобы выяснить отношение жителей города к претендентам на должность мэра. Получилось, что Олег Шеин – самый узнаваемый кандидат, его знает 91% респондентов. При этом исполнявшего тогда обязанности мэра Михаила Столярова знали всего 48% жителей.
Результаты, отражающие уровень доверия к кандидатам, тогда остались в тайне: авторы исследования огласили только результат Столярова – за три месяца до выборов ему доверяли всего 18% астраханцев.
Болотная на выезде
На прошлых мэрских выборах в Астрахани в 2009 году Олег Шеин тоже набрал много голосов – около 25%. И тогда он пытался отстоять свою победу, но не так яростно и самозабвенно, как он это делает сегодня.
Почему – понятно: протестовать весной 2012 года – совсем не то же самое, что бороться за справедливость четырьмя годами ранее. Политическая повестка дня совсем другая: после митингов в Москве Олег Шеин изначально мог рассчитывать на поддержку оппозиционеров из столицы. Так и случилось – удивительно даже, что "московский десант" высадился в Астрахани с таким опозданием.
Уже ясно, что региональные филиалы Болотной теперь не замедлят себя ждать, подвернись только удобный повод. Ярославль был началом, Астрахань подтвердила тенденцию.
У Болотной и Астрахани общие причины – нелюбовь к власти, говорит Сатаров. А его коллега, политолог Алексей Мухин, гендиректор Центра политической информации, считает, что акции оппозиции, напротив, роднит любовь – к телекамерам и "движухе". Мол, оппозиция вошла во вкус и теперь пользуется любым поводом показать себя.
В принципе одно другому не противоречит.
Миссионер Шеин и ошибки власти
Есть ощущение, что прилетевший в Москву Шеин и председатель ЦИК Чуров вряд ли смогут о чем-то договориться. Но Шеин со своим миссионерским протестом уже вошел в историю и для кого-то наверняка станет образцом для подражания.
Таким же образцом для оппозиции может стать в целом то, что произошло в Астрахани, в Ярославле. События эти можно толковать по-разному – что уже и происходит.
Политолог Алексей Мухин считает, что все это напоминает развитие хронической болезни, когда у человека заболевает то один, то другой орган: так и протестующие будут перебираться от одной проблемной точки, например, в Ярославле, в другую – например, в Астрахани.
Он уверен, что власть совершает огромную ошибку и делает оппозиционерам настоящий подарок, не пытаясь решать подобные проблемы превентивно. В той же Астрахани, говорит Мухин, все можно было очень просто уладить, откомандировав несколько кремлевских человек, которые бы убедили местную администрацию действовать чуть-чуть деликатнее.
Поводов гневаться и протестовать у оппозиции и дальше будет много, уверен Георгий Сатаров, потому что "власть подбрасывает их чуть ли не ежедневно".
Другая страна?
Удастся ли оппозиционерам перенести в провинцию столичные настроения? Зависит от многих факторов, в том числе и от деликатности, с которой лидеры московских несогласных подойдут к этой нетривиальной задаче.
Губернатор Астрахани Александр Жилкин у себя в ЖЖ сформулировал отношение к этому процессу тех, кто воспринял случившееся в городе как нечто искусственно навязанное и чуждое.
"Максимально агрессивное, вызывающее поведение, провокации по отношению к местному населению и сотрудникам полиции, – пишет губернатор. – Мне неприятно говорить о вытоптанных газонах, поломанных фонарях, даже не соображали, что "топтались" на захоронении в Братском саду, забравшись на памятник павшим красногвардейцам. А там захоронено 180 человек".
Прямо скажем, далеко не во всех комментариях к этому посту в ЖЖ содержится поддержка губернатора. Некоторые блогеры-астраханцы обвиняют главу региона в попытке подменить проблему частностями. Но неприязнь к чужакам из Москвы сквозит чуть ли не в каждом втором комментарии.
И это уже не пресловутый национальный вопрос: даже любая славянская российская провинция и Москва – это две разных страны. И говорят они часто на разных языках.
Митинг на Чистых прудах в Москве>>
Акции на Триумфальной площади в Москве>>
Массовые акции в Москве 10 декабря 2011 года>>
Митинг оппозиции в Москве 24 декабря 2011 года>>