Дмитрий Косырев, политический обозреватель РИА Новости.
Начавшийся в понедельник, 16 апреля в Осло суд над убийцей 77 человек Андерсом Брейвиком, устроившим 22 июля прошлого года двойной теракт (в столице и на острове Утейя), затмил в европейском информационном поле другой процесс – в Дании, где с прошлой недели тоже судят террористов, тех, кто как бы с другой стороны баррикад.
Мишенью Брейвика были, в конечном счете, иммигранты-мусульмане. Мишенью датских террористов, арабов, наоборот, были те, кто карикатурами на пророка Мухаммеда оскорбили мусульман. Мысли у каждого европейца (и не только) по этому поводу возникают вполне очевидные: это война? И кто сможет обеспечить мир?
Друг друга стоят
Что касается Брейвика, то сначала его признали невменяемым, что, конечно, в известной степени удобно: списать 77 погибших на несчастный случай. Но сам он активно боролся против такого поворота событий, в том числе справедливо рассудив, что в психушке или тюрьме – все равно сидеть (смертную казнь в Европе не любят). И теперь, после того как новая экспертиза признала его нормальным, он выбрал себе линию защиты, повергающую в пессимизм его адвокатов.
Брейвик будет настаивать, что действовал в состоянии необходимой самообороны – защищал себя и цивилизацию от нашествия иностранцев, ненавидящих саму суть существования европейца, в том числе религию и культуру. (А раз такое дело, то можно взрывать кого попало и стрелять длинными очередями, не разбирая, человека какой религии зацепит пулей или осколком).
История с датскими террористами – тут все ровно наоборот. Она тянется с 2005 года, когда в датской газете "Юландс-постен" напечатали 12 карикатур на пророка, которого в исламе вообще нельзя изображать. Волна протестов прокатилась тогда по множеству мусульманских и европейских стран, погибли люди, в дом карикатуриста в Копенгагене вламывался террорист с топором…
В данном же случае речь идет о четырех людях, живущих в Швеции (рядом с брейвиковской Норвегией), сами они – выходцы из Ливии, Туниса, Марокко и Ливана. И тут проблема в том, что их перехватили до того, как они попытались бы устроить в Дании покушение на наследного принца Фредерика в помещении столичной газеты "Политикен". То есть, теоретически, всех или кого-то из них могут и оправдать за недостатком улик.
Две "Аль-Каиды"
Записать как Брейвика, так и четырех "датских террористов" в психи-одиночки в любом случае не получится. То, что мусульманские экстремисты имеют довольно развитую сеть террора, совершенно не секрет, в частности в "датском" процессе выявили следы, ведущие вплоть до Пакистана. А по поводу "дела Брейвика" британская "Гардиан" опубликовала довольно подробный обзор всех организаций в Европе и за ее пределами, которые получили название "анти-джихадисты". И получается, что одна "Аль-Каида" (то есть "сеть") другой стоит.
Газета лишь пересказывает большой и подробный отчет международной антирасистской группы "Надежда, а не ненависть". В котором говорится, что всего в ЕС и США действует 190 "исламофобских" групп, быстро налаживающих между собой связи.
Одна такая международная группировка, плод слияния многих прежних, устроит учредительный съезд в Нью-Йорке в этом году, 11 сентября, в годовщину известного теракта. Называться она будет, что забавно, "Сион" (SION) – то есть "Стоп исламизации наций". И понятно, что деньги на всю эту работу очень даже находятся, многие спонсоры известны и не скрываются.
Отчет, цитируемый в "Гардиан", объединяет все описываемые группы по одному важному признаку. Они пропагандируют ненависть к исламской цивилизации, религии, образу жизни. И тут возникает вопрос – а если не война, то что?
Дело Брейвика: рассказ его отца. Читать на сайте InoСМИ>>
Что может противопоставить этому экстремизму, и даже двум экстремизмам, "нормальная" политика в Европе? Где главной проблемой явно оказывается не кризис зоны евро, с вытекающей из него безработицей, бедностью, развалом социальных государств, а нечто более фундаментальное. Страх населения перед подрывом самых основ существования. И это не деньги, а, скажем так, право быть собой на своей земле. То есть иммигранты, при таком взгляде, это угроза не рабочим местам, а стилю жизни.
Крест против хиджаба
Одно дело, когда канцлер Германии Ангела Меркель говорит о "провале политики мультикультурализма" – это, в конце концов, всего лишь слова, хотя, наверное, справедливые. Другое дело, что Европа в последние годы пережила множество ситуаций, когда принимались непопулярные решения по части сосуществования религий, людей разных культур, причем часто решения как бы навязывались нациям из тех структур, которые пытаются диктовать "общеевропейские" ценности.
Так было с тянувшейся несколько лет в середине прошлого десятилетия историей с запретом на распятие над школьной доской в эпицентре католицизма – Италии (распятие, по мнению подавшей в Европейский суд по правам человека итальянки, мешало светскому образованию ее детей). И правительство Италии вело борьбу с чем-то надгосударственным – подало в тот же суд апелляцию, и т.д.
Примерно такова же была длинная история с прошлогодним французским запретом полного, то есть закрывающего лицо, хиджаба – спор постоянно выплескивался за рамки национальных границ. Мусульмане (и общеевропейские либералы) объясняли французам, что хотя хиджаб – не символ принадлежности к религии, а всего лишь ее требование, но вы все же представьте: вам нельзя будет носить на шее крест. Тогда французы решили запретить и крест. То есть носить его (в школах) можно, но маленький и не демонстративный.
В общем, ситуация с глобализацией, которая фатально сталкивает людей разного стиля жизни, пока плохо поддается решениям в рамках существующих в Европе (и разваливающихся на глазах) идеологических традиций. Поэтому очень важно посмотреть, кто же будут эти люди, которым предстоит находить правильные решения.
Например, что происходит во Франции, где 22 апреля будет первый тур президентских выборов? Нынешний президент Николя Саркози весьма непопулярен у французов, но он – один из тех, чье имя связывают с жесткими мерами против иммигрантов (он это знает и в нынешней кампании завоевывает, причем успешно, симпатии тех, кого волнует проблема мусульман).
С ним борется другая сторонница чистоты национальной идеи Марин Ле Пен, глава Национального фронта. А лидер социалистов Франсуа Олланд ведет себя тихо и не мешает своим соперникам поедать друг друга. Говорят, в итоге он почти наверняка победит во втором туре, и во всеевропейском масштабе это поможет поддержать на плаву теряющую популярность идею нынешней, мультикультурной, единой и либеральной Европы.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции