Рейтинг@Mail.ru
Арт-рынок в России есть, но специфический, считают эксперты - РИА Новости, 13.04.2012
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Искусство
Культура

Арт-рынок в России есть, но специфический, считают эксперты

Читать ria.ru в
Дзен
На этой неделе стало известно о закрытии старейших и самых влиятельных столичных галерей современного искусства: XL, Адан и "Марата&Юлии Гельман". Галеристы приняли такое решение во многом потому, что арт-рынок в последние пару лет сошел на нет и сделал невыгодным существование высококлассных коммерческих галерей. Впрочем, ни один из галеристов не собирается расставаться с актуальным искусством - они будут делать некоммерческие арт-проекты.

МОСКВА, 13 апр - РИА Новости, Мария Ганиянц. На этой неделе стало известно о закрытии старейших и самых влиятельных столичных галерей современного искусства: XL, Адан и "Марата&Юлии Гельман". Галеристы приняли такое решение во многом потому, что арт-рынок в последние пару лет сошел на нет и сделал невыгодным существование высококлассных коммерческих галерей. Впрочем, ни один из галеристов не собирается расставаться с актуальным искусством - они будут делать некоммерческие арт-проекты.

Художник Айдан Салахова станет уделять больше внимания собственному творчеству, на месте ее галереи на "Винзаводе" появится AidanStudio. Елена Селина посвятит себя кураторским проектам, а Марат Гельман откроет продюсерский центр "Культурный альянс", который будет показывать художников из провинции.

Их решение, по мнению экспертов, во многом логично и закономерно, однако этот единый демарш вовсе не означает, что арт-рынок современного искусства в России исчез.

Николай Палащенко, куратор и руководитель образовательной программы "Арт-менеджмент и галерейный бизнес", рассказал РИА Новости, что закрытие галерей является лишь отражением мировой ситуации.

"Ситуация на мировом арт-рынке такова, что рентабельность в десятки и сотни тысяч процентов есть всего у десяти процентов галерей. Самый успешный игрок зарабатывает, а все остальные лишь финансируют этот заработок. Причем они вынуждены работать либо в ноль, либо в режиме постоянных инвестиций, чтобы раскрутиться и пробиться на самый верх, войти в топ тех, кто получает эти сверх прибыли. Рентабельных галерей мало", - пояснил он.

Так как большинство базовых галерей современого искусства во всем мире находятся в ситуации, когда расходы больше чем доходы, так как они все время развиваются, чтобы поддерживать статус и карабкаться наверх, то галерейный бизнес открывают люди, которые могут себе это позволить.

Палащенко также напомнил, что и Айдан Салахова, и Марат Гельман, и Елена Селина открыли свои галереи в 90-х годах, прежде всего преследуя культрегерские и просветительские функции, но теперь у них появилась возможность заниматься художественными проектами и выставками, не прибегая при этом к финансовой помощи галереи.

В России, по мнению экспертов, арт-рынок современного искусства очень маленький, и все бонусы достаются нескольким топовым галереям, встроенным к тому же в мировой рынок - например, галереям Regina и "Триумф".

"У меня все хорошо, галерея работает и в Лондоне, и в Москве. Я думаю, что в краткосрочной перспективе те, кто закрыл свои галереи, выиграют, но в долгосрочной, скорее всего, проиграют", - пояснил РИА новости владелец Regina Владимир Овчаренко, который много лет назад сделал ставку не только на российских художников, но и на европейских.

Владимир Фролов, основатель FrolovGallery, также много работает с зарубежными художниками и фотографами. Он считает, что российский рынок современного искусства не исчез, а просто изменился. "Конечно, рынок у нас непростой был и остается, на этом рынке происходят какие-то изменения. Раньше наши коллекционеры покупали в основном русское искусство, которое к тому же стояло недорого. А потом оно подорожало, цены сравнялись с западными художниками. Люди стали больше ездить и видеть другое искусство, и стали делать выбор не всегда в пользу российских авторов", - пояснил он.

"Я поддерживаю и русских, которые имеют интернациональное значение - например, Георгия Пузенкова, Ольгу Солдатову. Из иностранцев хорошо продаются немецкий фотограф Ральф Касперс (Ralph Caspers), американские художники Роберт Лонго (Robert Longo) и Питер Хейли (Peter Haley)", - рассказал Фролов.

Он также напомнил, что галерист в России - это больше чем просто галерист, это тот человек, который создает рынок и воспитывает коллекционеров.

Известный знаток современного искусства и коллекционер Пьер Броше (Pierre Brochet) пояснил РИА Новости, что в России не работает формат классической галереи, потому что еще не выстроена система ориентиров для коллекционеров в современном искусстве.

"Как вы думаете, почему на Арт-Москве все довольны, продажи отличные, а в галереях ничего не продается? Да потому что в галереях, в отличие от ярмарок, нет выбора. Это первый урок маркетинга - хочешь продавать, сделай предложение, а не держи десять работ целый месяц", - пояснил Броше.

Впрочем, эта проблема также характерна и для Европы и США, где основные продажи в галереях происходят либо непосредственно на крупных ярмарках, либо являются шлейфом ярмарки.

В российских галереях, по мнению Броше, не умеют работать с покупателями.

"Мне многие мои друзья-иностранцы жаловались, что когда они заходят на "Винзаводе" в галерею, то никто на них внимание не обращает и на вопросы девицы, работающие в галерее, не отвечают", - сказал он.

Главное, по мнению экспертов, что в России отсуствует система ориентиров, которые могли бы сориентировать отечественных коллекционеров в поле русского искусства.

Не хватает значимых музеев современного искусства, с внятно выстроенной экспозицией актуальных художников, две отечественные премии награждают не коммерческие проекты, а скандальные, вроде "Х...й в плену" арт-группы "Война", или не творческие экзерсисы вроде "Цистерны" Бродского, которые невозможно преобразовать в коммерческий продукт.

Коллекционеры, которые могли бы стать локомотивом, в большинстве своем уехали на Запад.

С международным арт-рынком все гораздо понятнее и проще, там ориентиры четко расставлены, поэтому-то россияне - даже те, кто остались, - начинают постепенно переключаться на иностранных художников.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала