Спустя почти полгода после американской премьеры, но все же немного раньше, чем в Японии, на наши экраны выходит фильм "Маппеты". Теперь наверняка поклонников у лягушонка Кермита прибавится. Смелость, которую проявили продюсеры, взявшись за этот очень рискованный проект (мюзикл, в котором живые актеры играют наравне с куклами) оправдалась. Вопреки всему, фильм не просто удался; это, с одной стороны, лучший полнометражный фильм о маппетах, считая самый первый из них, выпущенный еще в 1979 году.
С другой - даже на фоне технологичных новинок, вроде "Приключений Тинтина", "Маппеты", несмотря на некоторую архаичность, смотрятся достойно.
Не хочу, чтобы меня заподозрили в фанатстве или чем-то таком. Хотя, если верить статистике last.fm, мой аккаунт - чемпион по прослушиванию песен из "Маппет-шоу", все же я понимаю, что 1970-е и 1980-е, когда маппеты были классными, давно забыты. Прошлое, конечно, легко переводится в 3D и монетизируется, но, к сожалению, часто теряет при этом очарование и подлинность.
Лягушонка Кермита, которого кукольник Джим Хэнсон когда-то смастерил из маминого пальто и разрезанного мячика для пинг-понга, это касается больше других. Он, если можно так сказать про тряпичную куклу, душевнее и трогательнее, чем, скажем трансформеры или даже смурфы - хотя и в них ничего страшного нет. Поэтому, может быть, для маппетов было бы лучше остаться в своем времени и в резервации вечно детского сериала "Улица Сезам", в котором они появляются до сих пор. Тем более что все фильмы, снятые на основе "Маппет-шоу" в 1980-х и 1990-х (а их было штук десять), выходили не очень удачными.
Но продюсеры студии Диснея, выкупившей когда-то права на маппетов, все-таки решили попробовать освоить этот актив, и, приступив к работе, угадали в главном. Они не стали делать вид, будто не знают, что лучшие дни "Маппет-шоу" прошли, и превратили эту слабость в сильную сторону. В фильме есть лишь один персонаж, буквально одержимый маппетами (и тот, мягко говоря, не совсем обычный), все же остальные, включая самих кукол: Кермита, медведя Фоззи, Великого Гонзо и др., относятся к шоу адекватно. То есть понимают, что на старой славе им уже не выехать, и что смеяться им придется, в первую очередь, над собой. Это, в общем, и подкупает в "Маппетах" больше всего: с одной стороны, старых друзей всегда приятно видеть, с другой - втройне радует, когда выясняется, что они не в маразме и не в ностальгическом забытьи, а живут и добиваются новых успехов в настоящем.
Итак, это история эпохального камбэка героев нашего детства, разбросанных судьбой по миру. Мисс Пигги стала главредом гламурного журнала, Великий Гонзо основал сантехническую империю, Животное занимается на курсах управления гневом, Медведь Фоззи вынужден подрабатывать в третьесортном стенд-ап шоу, Кермит более или менее бездельничает. Им нужно объединиться и снова выйти на сцену для того, чтобы спасти свою старую полузаброшенную студию, под которой нефтяной магнат Текс Ричман (Крис Купер) обнаружил нефть. Помогает куклам поверить в себя и довести дело до конца их фанат Уолтер, вместе со своим братом Гэри (Джейсон Сигел, прославившийся несколько лет назад со своей версией открывающей песни из "Маппет-шоу") и его невестой Мэри (Эми Адамс, сыгравшая не так давно аналогичную роль в диснеевском фильме "Зачарованная").
С Уолтером в Маппетах связана отдельная история. Хотя он живет обычной человеческой жизнью, он, в общем, не человек, а маппет, хотя сначала эта тема не педалируется. То есть говорится о том, как они росли вместе с Гэри (Гэри рос, а Уолтер не менялся с годами), как Гэри о нем заботится, как Уолтер зависит от брата и не может найти своего места в жизни. Как от этой привязанности страдает в остальном славная девушка Мэри. Другими словами, Уолтер - это такая иносказательная фигура, обозначающая "особого ребенка", может быть, ограниченного физически, может, аутиста. Для кино, снятого для глобальной семейной аудитории это довольно смело и здорово. Потому что, наверное, еще не везде зрители готовы смотреть мюзиклы, в котором изображен реальный "особый" персонаж. В "Маппетах" в мягкой форме, можно сказать, двадцать пятым кадром, поднимается важная тема и внятно говорится о важных проблемах, которые есть в жизни, без какого-либо риска впасть морализаторство или пропаганду.
При этом "Маппеты" - очень легкомысленный и ироничный фильм, в котором тема Уолтера - важная, но не основная. В нем много, тщательно и не без выдумки поставленных танцев и песен, исполнители которых часто "подмигивают" в зал: мол, вы понимаете, это же мюзикл, вот мы и пляшем, хотя можем сказать по-простому. Есть отличная версия старинного маппетовского хита "Rainbow connection" и легендарная "Mahna Mahna", есть ернический номер с акапельным коверканьем песни группы Nirvana. Не проходит десяти минут, чтобы в кадре не появилась звезда на третьестепенной роли. Другими словами, "Маппеты", в отличие множества других сиквелов и спин-оффов, - это не эксплуатация популярного когда-то шоу, вернее, не только она, но и свидетельство того, как при большом старании можно вдохнуть новую жизнь в подзабытых героев.
Мне кажется, для нас, с нашим союзмультфильмовским багажом, это особенно популярный сюжет, и, вероятно, "Маппеты" могли бы навести на разумные мысли не только зрителей, но и чиновников Минкульта. Тем более что заокеанские куклы, на самом деле, нам вовсе не чужие: Джим Хэнсон, еще до того, как смастерить Кермита из родительского пальто, учился по книге Образцова, а много лет спустя приезжал в Москву и отдал дань почтения нашему знаменитому кукольнику. С тех пор прошло еще несколько десятилетий. Американцы смогли разумно распорядиться своими маппетами. Здорово было бы дождаться времени, когда смахнут пыль с героев и наших великих мультфильмов.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции