Дорога жизни была единственным шансом для северной столицы, благодаря ей город выжил, поскольку не было иной возможности пережить эти страшные 900 дней. Масштабы перевозок через Ладогу не имели аналогов: в осажденный Ленинград требовалось ежедневно доставлять не менее одной тысячи тонн продовольствия.
Впервые водная Дорога жизни заработала 12 сентября 1941 года, когда в осажденный Ленинград прибыли первые две баржи, груженые зерном и мукой. 30-километровая ледовая трасса, ставшая символом осажденного города, начала работать с 22 ноября. В первую и самую страшную блокадную зиму ледовая дорога функционировала 152 дня, до 24 апреля 1942 года, когда колеса грузовиков стали проваливаться под талый лед и со стороны казалось, что машины не едут, а плывут.
За это время было перевезено 361,109 тысячи тонн различных грузов, в первую очередь, продовольствия. Было эвакуировано более 550 тысяч ленинградцев. Кроме того, трасса сыграла важную военную роль — по ней за первую зиму были переброшены пять стрелковых дивизий с вооружением и боевой техникой, а также танковая бригада с тяжелыми танками "КВ".
Потом ледовая дорога действовала еще две военных зимы, вплоть до 27 января 1944 года, когда была окончательно снята блокада Ленинграда, которая длилась почти 900 дней и стала самой кровопролитной блокадой в истории человечества: от голода и обстрелов погибло свыше 641 тысячи жителей (по другим данным, не менее одного миллиона человек).