Школы в России неодинаковые: с разной специализацией, с различной репутацией. Как выбрать ту, что лучше всего подходит именно вашему ребенку? Чем привлекают детей и родителей лицеи, гимназии, школы с углубленным изучением предметов? О роли учебных заведений повышенного уровня рассказывает в интервью корреспонденту РИА Новости Ирине Зубковой директор гимназии № 10 города Пушкино, лауреат Всероссийского конкурса «Директор школы-2011» Нина Петрухненко.
- Нина Михайловна, нужна ли обществу независимая оценка школ?
- Просто необходима. Мы уже долгое время работаем в рамках относительной свободы школы: это еще в прошлом веке было фактически декларировано законом об образовании 1992 года. Именно тогда у нас появились социальные заказчики - родители и ученики, однако никто до последнего времени не пытался предложить какую-то методику для того, чтобы они могли по каким-то критериям оценить качество работы школы. Такие проекты, как рейтинг школ повышенного статуса восьми регионов России, подготовленный РИА Новости в рамках проекта «Социальный навигатор», - это попытка создать единый механизм оценки деятельности школ в рамках правового поля. Для оценки чего бы то ни было всегда должен существовать понятный механизм, основанный на ряде показателей, достижение которых продиктовано современными тенденциями развития общества, однако зачастую он отсутствует. Вот, например, сейчас много говорят о необходимости оценки внеучебных достижений школьников, но каждая школа оценивает их так, как она этого хочет. Степень своего социального успеха тоже все оценивают самостоятельно и по собственным критериям. Мне кажется, это замечательно, что в рамках проекта «Социальный навигатор» сделана первая попытка по единым критериям оценить именно социальную успешность школы.
- Но ведь все школы работают в разных условиях - на разных территориях, с разными учениками и их родителями.
- Именно эти условия при разработке программы развития школы творческий коллектив, работающий над этим серьезным долгосрочным проектом, должен учесть, ориентировав школу на три-пять лет на решение глобальных образовательных задач, выполнение которых изначально должно быть подчинено учету индивидуальных особенностей образовательного пространства, за которое отвечает конкретная школа. Поэтому какие-то индивидуальные подходы к оценке деятельности школы, ее продуктивности необходимы, однако этот уровень оценки, на мой взгляд, должен лежать в области позитивной оценки деятельности школы конкретными социальными заказчиками.
Очень многие факторы влияют на индивидуальное развитие образовательного учреждения. Но все же на уровне государства правительство заявляет о том, что нужно поддерживать те школы, которые стремятся к повышению своей результативности. При фактически единообразных подходах к финансированию школ той или иной территории есть школы перегруженные, где нет мест, куда стремятся попасть фактически все, кто проживает на данной территории, а рядом иногда есть школы, которые с трудом набирают один класс. Принцип территориального приоритета при наборе в школу, который предусмотрен дополнениями к закону об образовании, действующими с 2012 года, мне представляется абсолютно неправильным - он перечеркивает свободу, которая до этого была предоставлена законом, а именно - возможность выбрать школу, лучше всего подходящую ребенку по тем или иным основаниям.
- По каким критериям, на ваш взгляд, нужно сравнивать школы между собой?
- Их много. Сейчас школы подвергаются массе мониторинговых исследований. В первую очередь оценивают, каких показателей школа достигает по тем или иным национальным проектам, которые разрабатываются и работают в том или ином регионе. Скажем, степень охвата детей горячим питанием - этот маркер говорит о том, насколько школа думает о комфорте и удобстве ребенка. По сегодняшнему закону об образовании мы обязаны учитывать социальный заказ, идущий со стороны родителей и учеников, и обеспечивать прозрачность и открытость общественного суждения о школе. До тех пор пока единый механизм оценки не будет принят, приходится ориентироваться в первую очередь на «сарафанное радио».
- Как вы бы определяли, какая школа хорошая, а какая - не очень?
- Это индивидуально, поскольку зависит от того, какие приоритеты перед собой ставит родитель. Для меня в выборе школы для моего ребенка оценки (в смысле – отметки) были далеко не самым важным фактором. Приоритетным было всё, что касается межличностных отношений, которые школа может организовать. Мне важно, чтобы школа строила не «учебно-воспитательный», а в полном смысле образовательный процесс; важно, как в школе работают с детьми и родителями, как создают из разрозненных «участников образовательного процесса» единое целое.
- Как обычный ученик или родитель может об этом узнать?
- Сейчас любую школу, гарантируя прозрачность ее деятельности, фактически обязали разработать свой сайт и поместить там свой публичный доклад. Если бы я сейчас была родителем ребенка школьного возраста, то, ориентируясь на круг образовательных учреждений, действительно интересных мне, периодически просматривала бы то, чем на протяжении двух-трех лет до поступления моего ребенка школа занималась.
Родители рассматривают образовательный процесс как целостную систему, которая позволяет ребенку почувствовать себя в школе точно в таких же условиях, как и в семье. И отталкиваясь от этого, они выбирают школу не только по высоким учебным результатам, но еще и по тому, какие там условия питания, безопасности, внеучебной деятельности, развивающей среды.
- Что изменилось в современной школе?
- Первое - сильно изменился ученик. Если раньше, в частности в школах повышенного уровня, главным для него было стремление действительно получать стабильные высокие знания, ориентируясь на сильные высшие учебные заведения, то теперь, помимо этого, он еще ценит и уровень отношений с учителями, которые ему эти знания дают. Он требует к себе уважения, настаивает, чтобы на его вопросы однозначно были даны те ответы, которые его удовлетворяли бы в полной мере. Сейчас как никогда надо быть готовым к тому, что не всегда только учителя обогащают учеников своими знаниями и кругозором; часто бывает, что и ученик обогащает нас.
- Это - ученики. А родители?
- Современные родители стали больше ответственности за образование детей перекладывать на школу. Сколько бы мы ни говорили о том, что в законе, в Конституции Российской Федерации закреплены обязанности родителей создавать условия для того, чтобы ребенок получал образование, все равно, приводя ребенка в школу, родитель часто настроен на то, что там без его помощи сделают все возможное, чтобы ребенок не просто учился, но учился мотивированно и осознанно. Другими словами, для того чтобы он хотел учиться.
- Для кого предназначены продвинутые школы? Для одаренных детей или для тех, кто сумел первым подать документы? Для детей обеспеченных родителей или для тех, кто просто хочет учиться, в отличие от других школ, где учиться хотят не все и не всегда?
- Я бы сказала так: это школы для детей, которые нужны своим родителям. Для тех, кто считает образование инвестицией, которая должна быть приоритетной в семье. Для тех, чьи семьи задумываются о том, что будет дальше. Они интересны тем родителям, которые заботятся о том, чтобы у их детей было не просто меньше свободного времени, а чтобы дополнительное время, которое ребенок проводит школе, было ориентировано на его будущее. Мы пытаемся сделать так, чтобы наши ученики достигали успеха не только в плане успеваемости, но и в плане каких-то социальных достижений. В школах повышенного уровня ребенок может проявить себя за счет дополнительных возможностей, в том числе и внеучебных.
С другой стороны, продвинутые школы - это те же самые школы, которые действуют в том же самом правовом поле, что и школы общеобразовательные. Так что хотим мы или нет, но от феномена под названием «кто первый подал документы» нам не уйти. То, что в лицеях и гимназиях учатся целиком и полностью похожие друг на друга по желанию учиться и по природным задаткам и способностям дети, тоже далеко не всегда верно. Большое заблуждение - думать, что в школы повышенного уровня попадают откалиброванные по природным задаткам, способностям дети.
Мировые тенденции свидетельствуют, что наиболее качественное образование, наиболее высокие образовательные достижения - в тех странах, где нет или почти нет школ повышенного статуса: там государство в равной степени заботится обо всех школах. Но мы ходим ногами по земле и живем в российских реалиях. У нас дифференциация школ есть, и она вписывается в менталитет наших людей, в разные образовательные потребности. Поэтому я думаю, что вопреки мировым тенденциям разрыв между общеобразовательными школами и школами повышенного уровня в нашей стране со временем будет углубляться.