МОСКВА, 12 апр - РИА Новости. Инклюзивное образование в России должно быть закреплено в законодательстве, в частности, отдельного обсуждения требует обучение детей с аутизмом, считают опрошенные РИА Новости эксперты.
В четверг в Госдуме РФ пройдут парламентские слушания "Инклюзивное образование лиц с ограниченными возможностями здоровья в Российской Федерации: проблемы отрасли и общества". В рамках заседания запланировано выступление 20 докладчиков, которые предложат представителям органов федеральной и региональной власти России варианты организации обучения и сопровождения детей с ограниченными возможностями.
Полное включение
Ранее директор департамента по делам инвалидов Минздравсоцразвития РФ Григорий Лекарев в интервью РИА Новости сообщил, что в рамках программы "Доступная среда" из федерального и регионального бюджетов будет выделено около 18 миллиардов рублей на создание комфортных условий для детей-инвалидов в российских школах. На сегодняшний день только 2,5% российских школ доступны для инвалидов. По итогам реализации программы этот показатель будет увеличен до 20%.
"Актуальность парламентских слушаний состоит в том, что в настоящее время российское законодательство даже не содержит понятия "инклюзивное образование", что делает невозможным нормативное регулирование этого процесса. Даже школы, вузы и другие учебные заведения, которые внедрили инклюзию, не имеют для этого правовых оснований", - сообщил РИА Новости заместитель председателя комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов Михаил Терентьев.
По его мнению, ратификация Конвенции ООН о правах инвалидов позволит сделать инклюзивное образование неотъемлемой частью российского образования. "Система инклюзивного образования давно укоренилась в передовых странах, и является не только эффективным способом обучения детей с инвалидностью, но и важнейшей составляющей интеграции инвалидов в общество и воспитания уважения людей друг к другу", - отметил Терентьев.
Уроки для аутичных детей
По мнению директора Института проблем инклюзивного образования Московского городского психолого-педагогического университета Светланы Алехиной, вопрос законодательного закрепления инклюзии в образовании - тема для широкого обсуждения. "В ней один из множества вопросов - это вопрос социальной адаптации и создания образовательных условий для детей с аутизмом. У Москвы есть достаточно богатый опыт, здесь есть специалисты, что очень отличается от российского ландшафта. В России эта тема совсем сложно идет. Я думаю, что Москва должна выработать определенный ресурс (методологию по обучению детей-аутистов), а потом предложить регионам", - сообщила она РИА Новости.
Алехина напомнила, что в России 1% от общего числа детей страдают аутизмом, и инклюзивное образование может быть актуально для них. Дети с аутизмом могут обучаться в общеобразовательных школах, в коррекционных классах при них, но при условии сопровождения тьюторов и психологов.
"Однако система образования не предлагает никаких организационных условий для таких детей. Поэтому семьи, в которых воспитывается ребенок с аутизмом, очень часто уходят в негосударственный сектор образования", - отметила Алехина.
Она также подчеркнула, что необходимо выносить проблему образования детей-аутистов на самый высокий уровень власти.
"Для того, чтобы эта тема стала проблемой, обсуждаемой в органах власти, в органах управления образованием, ее еще надо поднять на этот уровень. Проблема инклюзивного образования стала политической темой, она и пришла от политики. А тема детей с аутизмом пока не становится проблемой, которую обсуждают чиновники, пока это лишь проблема, обсуждаемая профильными специалистами", - пояснила эксперт.