Подготовила Наталия Григорьева
Фестиваль нового кино Италии N.I.C.E. пройдет в московских кинотеатрах "35 мм" и "Формула Кино Горизонт" с 11 по 17 апреля. В этом году в программе – 9 фильмов, в том числе одна документальная и одна короткометражная лента. Среди гостей фестиваля - режиссеры Массимо Натале, Джанбатиста Авеллино, Джорджа Чечере, Алессандро Аронадио и Дуччо Кьярини, а также актриса Валерия Соларино, которая откроет фестиваль.
Первым свою работу – комедию "Кто-то говорит "нет" (C’è chi dice no, 2011) - представит Джанбатиста Авеллино. Сюжет картины напоминает прошлогодний американский фильм "Несносные боссы": трое друзей жалуются друг другу на невыносимую обстановку на работе. Однако, в итальянской версии проблема не в начальниках-самодурах, а в коллегах-конкурентах, занявших заветное место благодаря чьей-то протекции. Герои решают бросить вызов сложившейся несправедливой системе и помочь друг другу расправиться с обидчиками, что естественно приводит к череде комичных ситуаций.
Сюжет итальяно-французского фильма "Конфетка" (Il Gioiellino,2011), снятого режиссером Андреа Малайоли и участвовавшего в программе кинофестиваля в Карловых Варах, основан на реальных событиях, а именно – на истории одной из крупнейших итальянских компаний Parmalat.
В картине известный концерн носит название Leda: в 80-е удачливый бизнесмен Аманцио Растрелли сумел превратить небольшую молочную фабрику в корпорацию по производству пищевой продукции с заводами на пяти континентах. Конечно, действовал он не слишком честно, подделывал банковские документы и брал на руководящие должности родственников. Это в результате и привело компанию практически к банкротству. Теперь уже не помогут даже самые изощренные махинации, и руководству придется искать иные способы для спасения своего детища.
The Hollywood Reporter: Посмотрев "Конфетку", можно увидеть, как неоднозначно изображены люди, которые привели крупнейшую пищевую компанию Италии к кризису 2003 года. С одной стороны, это были коррумпированные дельцы, с другой – промышленники уже ушедшей эпохи, борющиеся за спасения компании-гиганта сегодняшнего рынка.
Фильм Массимо Натале "Лето Мартино" (L’estate di Martino, 2010) – одновременно и историческая драма, и кинороман взросления. Главный герой Мартино – обычный подросток, у которого сложные отношения с родителями и первая влюбленность. Вместе со старшим братом и его девушкой, он проводит летние каникулы на морском побережье, где знакомится с американским военным – неподалеку расположена база НАТО. Оба любят серфинг, а Джефф – так зовут нового друга Мартино – обладает ко всему прочему качествами, которые бы мальчик хотел видеть в отце. Впрочем, относительно беззаботное лето омрачают трагические события в Италии: 27 июня 1980 года между городами Болонья и Палермо, недалеко от острова Устика, потерпел крушение и упал в море самолет. В катастрофе погибли более 80 человек – событие получило название "Массовое убийство на Устике" и, по некоторым данным, стало результатом авиасражения НАТО с ливийскими военными. А спустя менее, чем два месяца, 2 августа, произошло "массовое убийство в Болонье" - на железнодорожном вокзале взорвалась бомба, в результате чего погибли 85 человек.
Italian Film Festival: Снятый по роману Джорджио Фаббри, получившему множество литературных премий, этот фильм – сказка о 15-летнем мальчике, который однажды летом узнает о любви, учится кататься на серфе и взрослеет. Дебютная картина Массимо Натале поистине обезоруживает: он обращается к подросткам, но очаровывает и более широкую аудиторию.
Самый титулованный фильм программы – "Жизнь одна, возможно, две" (Due vite per caso, 2010) Алессандро Аронадио. Картина участвовала в киносмотрах от Буэнос-Айреса до Каира, была заявлена в основном конкурсе Берлинского фестиваля, а также получила премию Национального союза кинокритиков Италии за лучшую женскую роль второго плана. Обычный молодой человек Маттео устраивается на неплохую работу, влюбляется в красивую девушку, отдыхает с друзьями в баре и мечтает о службе в правоохранительных органах. Но однажды, по дороге домой, он, вместо того, чтобы затормозить, намеренно врезается в припаркованную машину. А в ней в это время сидят двое полицейских, которые избивают героя до полусмерти. И как после этого будет действовать Маттео: залечит раны и вернется к повседневным делам или же примкнет к антиправительственному движению и станет активным участником уличных беспорядков? Режиссер предлагает посмотреть на оба варианта развития сюжета.
Variety: В картине органично уживаются две истории жизни героя, а различная, но в обоих случаях насыщенная цветовая палитра помогает зрителю следить одновременно за двумя Маттео.
Документальное кино представлено на фестивале N.I.C.E. картиной "Hit the road, бабушка" (Hit the road nonna, 2011) Дуччо Кьярини. Лента участвовала в специальной программе "Авторские дни" Венецианского кинофестиваля и рассказывает историю Делии Убальди, которая не только приходится бабушкой автору фильма, но и является одной из самых влиятельных персон XX века в модной индустрии Италии. После Второй миррой войны эта предприимчивая женщина сначала работала моделью, а потом на волне экономического подъема, начала собственный бизнес и заработала состояние. Однако несносный характер не только разрушил благополучную семью Делии, но и привел ее к разорению.
Дуччо Кьярини: Когда в детстве я произносил ее имя, настроение окружающих мгновенно менялось: бабушка Делия. Она навещала меня дважды в год, появлялась всегда внезапно и исчезала через несколько часов, оставляя меня с множеством вопросов. Куда она все время бежала? Была ли она на самом деле миллионершей? И почему тогда перестала ей быть?
Завершит программу короткометражка Стефано Лоренцо "Сверчок" (The Cricket, 2011), также показанная на Венецианском кинофестивале 2011 года. Действие фильма происходит в аэропорту. Один из рабочих, занимающихся реконструкцией международного терминала, каждый день трудится в условиях невообразимого шума и не обращает внимания на посторонние звуки. Но однажды его внимание привлекает незнакомый доселе шум.
Стефано Лоренцо: В этой короткометражке нет диалогов, только шум, музыка и изображение. Благодаря выразительным лицам актеров получился этакий оммаж раннему кино, однако картина поднимает и очень реальную проблему – стремление человеческой души к свободе, данной ей от рождения.