МОСКВА, 10 апр - РИА Новости. Психологи, опрошенные РИА Новости, советуют выпускникам российских школ, которым вскоре предстоит сдавать ЕГЭ, составить план подготовки к экзамену и настроиться на позитивную волну, а родителям и учителям - не нагнетать и без того напряженную обстановку.
Досрочная сдача ЕГЭ в 2012 году начнется 20 апреля экзаменом по русскому языку; 23 апреля пройдет экзамен по иностранному языку, географии, химии и истории; 26 апреля - по математике; 2 мая - по информатике и ИКТ, биологии, обществознанию, литературе и физике. Если кто-то не успел выполнить работу или не смог прийти на экзамен по уважительной причине, то снова сдать ЕГЭ по любому предмету можно будет 4 мая.
Начало основной волны ЕГЭ намечено на 28 мая, в этот день пройдут экзамены по информатике и ИКТ, биологии, истории; 31 мая пройдет испытание по русскому языку; 4 июня - по иностранному и химии; 7 июня - по математике; 13 июня - по обществознанию, химии; 16 июня - по географии и литературе. Как обычно, для тех, кто по уважительным причинам не смог прийти на экзамен или выполнить работу, предусмотрены резервные дни.
Думай о хорошем
Доцент факультета социальной психологии Московского городского психолого-педагогического университета (МГППУ) Марина Чибисова считает, что для успешной сдачи ЕГЭ школьнику важно настроиться на успех и чаще напоминать себе, что сдать экзамен всем по силам.
Также она советует школьникам продумать собственную стратегию подготовки к экзамену и обсудить ее с родителями, классным руководителем, школьным психологом, учителем-предметником.
Эксперт рекомендует выпускникам освоить простейшие техники расслабления. Это могут быть мышечные или дыхательные упражнения, которые позволяют быстро снять напряжение. При этом не стоит забывать о прогулках на свежем воздухе.
"О того, что человек занимается 24 часа в сутки, результативность его работы не увеличивается. Правильное питание, здоровый сон, прогулки, отдых - все это очень важно", - отмечает психолог.
Если у школьника есть какие-то собственные убеждения или какие-то личные приметы, то ими в период подготовки в ЕГЭ и во время сдачи экзамена не стоит пренебрегать, считает Чибисова. Также она советует избегать кардинальных перемен в прическе и гардеробе. "Лучше прийти на экзамен в привычной одежде, с привычной стрижкой и привычными вещами, потому что в ситуации стресса, новый момент может очень сильно повысить тревогу", - полагает эксперт.
Родительское плечо
По наблюдениям психологов, больше всего единого госэкзамена боятся взрослые. Жесткие установки родителей на определенные результаты выпускных экзаменов могут сказаться на эмоциональном состоянии старшеклассников, считает председатель Московского отделения Федерации психологов образования России, доцент МГППУ Ирина Умняшова.
"Часто в семье выпускников формируется отношения к результатам ЕГЭ как к сверхзначимым, что, безусловно, повышает уровень тревоги у старшеклассников и боязнь не оправдать ожидания и вложенные средства и силу в подготовку к экзаменам", - отмечает Умняшова.
Она советует родителям оказывать всяческую поддержку ребенку во время подготовки и в период сдачи выпускных экзаменов. "Она заключается в формировании уверенности у старшеклассника в том, что в случае неуспешной или недостаточно успешной сдачи выпускных экзаменов у старшеклассника все равно есть выбор - продолжить образование в различных учреждениях или получить среднее специальное образования для получения профессии", - отмечает собеседница агентства.
Основные функции родителей в период подготовки и сдачи ЕГЭ, по мнению психолога, - сохранить здоровье ребенка, снизить стресс, обеспечить дома комфортные условия и оказать поддержку в выборе профессии с учетом результатов экзаменов.
Помимо этого доцент МГППУ Чибисова советует родителям самим познакомиться с ЕГЭ, посмотреть пробные варианты, обсудить их с ребенком, позаниматься, также не помешает поговорить с учителем-предметником. "Когда родители понимают, что ребенка ожидает, им проще поддержать его и дать совет", - считает эксперт.
Задачи для учителя
Учителя не меньше школьников и родителей переживают из-за единого госэкзамена, они рассматривают успехи ребенка, как показатель своей профессиональной компетентности, полагает Чибисова.
"Это, безусловно, в определенной степени так, но важно понимать, что на результат ребенка очень большое влияние оказывает большое количество факторов. Важно, чтобы учитель понимал, на что он может повлиять, а на что - нет", - отмечает психолог.
По ее мнению, в период подготовки к ЕГЭ и в момент сдачи экзамена учителю важно находиться в позитивном состоянии и также настраивать детей. Мотивация на успех стимулирует гораздо больше, чем мотивация на избежание неудачи, напоминает эксперт.
"Очень важно, чтобы к экзамену учитель был настроен не как к проблеме, а как к задаче, которую он может решить", - считает Чибисова.
Председатель Московского отделения Федерации психологов образования советует педагогам и школьным психологам провести для старшеклассников, склонных к переживаниям, тренинги по стресс-менеджменту, развить навыки решать задачи в условиях цейтнота, стресса и сверхзначимости результатов. А для всех без исключения выпускников организовать силами школьных психологов тренинги на развитие умений наиболее эффективно распределять время в процессе решения экзаменационных задач.
"Также должна быть проведена разъяснительная предварительная работа с родителями старшеклассников по построению эффективной внутрисемейной профориентации и профилактике рисков, связанных с неудачами на ЕГЭ", - считает Умняшова.