МОСКВА, 10 апр - РИА Новости. Повышенный риск дестабилизации федерального бюджета при повышении зарплат в бюджетной сфере может быть нивелирован только за счет сокращения численности занятых в этом секторе, считают эксперты Национального исследовательского университета Высшей школы экономики.
"Учитывая избыточную относительную численность занятых в этих сферах по сравнению с развитыми странами, повышение зарплат может привести к повышению рисков дестабилизации бюджета", - говорится в бюллетене "Комментарии о государстве и бизнесе", подготовленном Центром развития и ВШЭ. Избежать этого "можно только за счет сокращения численности занятых в бюджетном секторе и усиления конкуренции за эти рабочие места", считают специалисты.
Если при этом остальная экономика будет генерировать рабочие места, а государство сможет проводить адекватную политику поддержки трудовой мобильности и адресной борьбы с бедностью, то негативных социальных последствий удастся избежать.
Восстановление справедливости
Эксперты отмечают, что рост среднего уровня зарплат в бюджетной сфере будет способствовать сокращению неравенства в доходах и росту потребительского спроса. "При этом, если будут выполнены все предвыборные обещания избранного президента РФ Владимира Путина, то для учителей, врачей, работников науки и культуры повышение уровня доходов будет носить долгосрочный характер, увязанный с динамикой средней зарплаты в экономике", - говорится в бюллетене. При этом резкие повышения денежного содержания силовиков в 2012 и 2013 годах останутся разовыми, и в ближайшие годы эти выплаты будут индексироваться в пределах инфляции.
Неравенство доходов населения сегодня достаточно высоко, а эффект политики по его сокращению всегда оставался краткосрочным, считают во ВШЭ. Основными причинами такого положения вещей они называют сырьевой характер экономики, высокий уровень монополизма и недореформированные с советских времен сектора социальной сферы.
По оценке экспертов ВШЭ, уже в январе доля выплат из бюджета в доходах населения увеличилась до 30,9% доходов против 30,5% в январе 2011 года. В наибольшей степени (с 4,2 до 4,9% доходов) увеличилась доля денежного довольствия силовиков; доля фонда оплаты труда в сфере услуг в бюджетном секторе увеличилась с 12,2% до 12,5%; а вот вклад пенсионных выплат в формирование доходов населения сократился с 14,1% до 13,5% из-за того, что темпы индексации пенсий в течение всего 2011 года практически не обеспечивали их реального роста.
Предыдущий раунд активной социальной политики, напоминают специалисты, пришелся на 2009-2010 годы. "Валоризация и масштабная индексация пенсий позволили смягчить негативное влияние кризиса 2008-2009 года на динамику реальных доходов и потребления населения и заметно улучшить соотношение между средней пенсией и зарплатой", - говорится в мониторинге. Стабилизации доходов населения в период кризиса способствовало и сохранение позитивной динамики зарплат и численности занятых в бюджетной сфере.