Рейтинг@Mail.ru
Пюхтицкий монастырь - 23 десятины православной земли - РИА Новости, 31.07.2013
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Пюхтицкий монастырь - 23 десятины православной земли

© РИА.Туризм / Алексей ХовановВид на монастырскую стену с угловой башней
Вид на монастырскую стену с угловой  башней
Читать ria.ru в
Основанный в 1892 году на Богородицкой горе в Везенбергском уезде Эстляндской губернии Российской империи, Пюхтицкий монастырь вот уже более века верой и правдой служит делу православия. Как-то по-особенному благостно ощущаешь себя среди аккуратных строений, разместившихся за монастырскими стенами.

Идите в Пюхтицу,
там три ступени до Царствия Небесного.

Отец Иоанн Кронштадтский
о Пюхтицком монастыре

Позади остались город Нарва и государственная граница России. Автобус мягко катит по шоссе от побережья Балтийского моря вглубь страны. Прямо по ходу движения, чуть справа высокий холм венчает стройная, красного кирпича церковь - Успенский собор Пюхтицкого Свято-Успенского женского православного монастыря. Дорога начинает петлять, храм то появляется, то исчезает. Наконец машина останавливается, перед взором предстают центральные ворота монастыря с надвратной церковью, монастырские строения, сторожевые башни, которые соединяет каменная кладка оборонительных стен.

Основанный в 1892 году на Богородицкой горе в Везенбергском уезде Эстляндской губернии Российской империи, Пюхтицкий монастырь вот уже более века верой и правдой служит делу православия. Как-то по-особенному благостно ощущаешь себя среди аккуратных строений, разместившихся за монастырскими стенами. Ни шума, ни мусоринки, все прибрано, чисто, отремонтировано и покрашено, притом что двери монастыря открыты для всех. Здесь-то и понимаешь, что Пюхтицкий ставропигиальный монастырь, то есть прямого подчинения святейшему патриарху Московскому и всея Руси, по праву называют жемчужиной, центром православной культуры, истории и духовности в Прибалтике.

Родник

Как свидетельствует легенда XVI века, эстонскому пастуху, присматривавшему за стадом у подножья горы, явилась Богоматерь. На следующий день он позвал к горе своего друга, и чудесное явление повторилось. На третий день в присутствии большого скопления односельчан Дева Мария явилась вновь, и рядом с ней забил родник. Невесомо и легко Богоматерь поднялась по склону горы к огромному дубу и скрылась в сиянии волшебного света. Вскоре в расщелине того дуба была найдена икона Успения Божьей Матери. Чудом обретенную икону эстонские крестьяне передали православным, жившим в этих краях.

Родник же был наречен Спасовым ключом, а рядом с величавым дубом крестьяне срубили маленькую деревянную часовенку. С поры той гору стали звать Пюхтицкой, потому как пюхтица по-эстонски означает "святое место".

С этого дуба и маленькой часовенки начинается знакомство с современным монастырем. Над старой часовенкой в XIX веке соорудили новую часовню с миниатюрной маковкой и крестом, чтобы сохранить на века исторический сруб. Рядом с ней стоит старинный высохший дуб - свидетель явления Богоматери. По данным специалистов, ему уже около тысячи лет. Поблизости высится Николо-Арсениевский храм, заложенный в конце XIX века.

А что же родник? Он, как ему и положено, дарует людям прозрачную ключевую воду и являет чудеса исцеления на протяжении последних четырех сотен лет. Еще при первой игуменье монастыря Варваре (в миру - Елизавета Дмитриевна Блохина) были зафиксированы факты исцеления от слепоты святой водой. В 30-е годы прошлого столетия произошло исцеление парализованной дочки некого английского лорда, что стало основанием для обращения его семьи в православие. В книге гостей монастыря есть запись, сделанная гражданином США, повествующая об исцелении его больной сестры.

Рядом с источником соорудили помещение купальни. Круглый год, особенно в Крещение - а вода в источнике не замерзает даже в лютые морозы - совершается обряд омовения. Притом окунаться в холодную, удивительно прозрачную воду обязательно следует с головой.

Услышав об исцелениях чудесных, так и хочется незамедлительно устремиться к источнику, однако следует помнить и слова святых отцов о том, что исцеление начинается с раскаяния, что не сберегли данный Богом дар здоровья. Бывают болезни и Богом данные с целью направить человека на осмысление бытия и вернуть его к пониманию своего я. То есть общение со святым ключом - не формальность, подходить к процессу омовения надо осмысленно.

Монастырь

В 1885 году губернатором Эстляндской губернии был назначен князь Сергей Владимирович Шаховской - человек деятельный и высокообразованный, в свои 33 года уже действительный статский советник. Наипервейшей задачей губернатор и его супруга, княгиня Елизавета Дмитриевна, считали укрепление духовной жизни населения и попечительство. За три года в городе Йыхви ими были открыты  школа, лечебница с аптекой, приемный покой, учреждено отделение Православного Прибалтийского братства Христа Спасителя и Покрова Божией Матери.

В 1891 году, уладив все формальности, связанные с приобретением земли в полное и исключительное владение Православной церкви, обитель была переведена в Пюхтицы. На следующий год указом Священного синода община братства на Богородской горе была переименована в Пюхтицкий Успенский женский монастырь.

Трудами и заботами первой игуменьи монастыря Варвары, проповедника и чудотворца Иоанна Кронштадтского (в миру - Иван Ильич Сергиев), супругов Шаховских, императора Александра III монастырь строился, обретал церковную утварь и священнические облачения. Огромную по тем временам сумму выделил на строительство нового каменного собора московский генерал-майор Иван Филиппович Терещенко.

Рассказывая о монастыре, нельзя не вспомнить и архитектора Михаила Тимофеевича Преображенского, человека, который создал облик обители в стиле древнерусского крепостного строительства. Кстати, он же является автором нескольких общественных зданий в Москве, но все же главное его наследие - это православные храмы. Если многие церкви, созданные на территории России по его проектам, были утрачены, то православные церкви за рубежом - в Ницце, Флоренции, Вене, Софии, Буэнос-Айресе и нынешней Эстонии - прекрасно сохранились.

Знакомство непосредственно с самим монастырем начинается со святых врат, над коими взметнулась ввысь деревянная часовенка с крестом на ажурной маковке. Внутренние стены врат расписаны фресками, повествующими о явлении Богоматери и моменте обретения иконы. Примечательно, что художнику удалось передать эффект внутреннего свечения иконы, который особенно заметен при фотосъемке. Лики святой блаженной Ксении Петербургской (в миру - Ксения Григорьевна Петрова) и Иоанна Кронштадского дополняют роспись врат.

Успенский собор

Строительство пятиглавого трехпрестольного, рассчитанного на 1,2 тысячи человек собора по проекту архитектора Александра Полещука было завершено в 1910 году. Сооружен собор из кирпича в стиле московских храмов XVI-XVII веков. Интересно, что кирпичи монахини изготавливали сами из местной глины, обжигая их в небольших печах. Храм с золочеными крестами и высокими стенами песчаного цвета в арочном обрамлении красного кирпича даже в пасмурную погоду создает торжественное настроение.

Внутренне убранство собора просто и лаконично. Главный алтарь посвящен Успению Божией Матери, трехъярусный сосновый иконостас выполнен петербургским резчиком по дереву Петром Амбросимовым в стиле позднего барокко. Главная святыня монастыря - икона Успения Божьей Матери, украшенная серебряной ризой с позолотой и драгоценными камнями, - находится у юго-восточного пилона. Среди других почитаемых икон собора стоит отметить образ Святителя Николая и икону Божьей Матери у источника.

Сразу за собором расположена трапезная Симеоно-Аннинской церкви, а за ней знаменитые, специальным образом сложенные поленницы дров в виде стогов - непременно сфотографированные всяким туристом побывавшим здесь.

Далее, мимо монастырской гостиницы и музея, следуем по кленовой аллее, которая ведет на горку, где стоит храм в честь преподобного Сергия Радонежского. Храм этот поставлен вдовой Шаховского своему мужу, скоропостижно скончавшемуся в 1894 году в возрасте 42 лет. В 1939 году в этом храме обрела вечный покой и сама Елизавета Дмитриевна.

Рядом с Сергиевской церковью находится построенный в 1990 году Крестильный храм Иоанна Предтечи и колокольня Сергиевской церкви с резными полотенцами и витражными окнами.

Гуляя по монастырю, диву даешься, сколько терпения, тепла и труда каждодневного отдают монахини обители.

Жизнь монастыря

"…Внутренняя монашеская жизнь сокрыта. Есть пословица "Видят монаха, когда он скачет, но не видят, когда монах плачет". А монах в сокровенной своей жизни столько молится! Сколько он плачет! Сколько кается в своих недостатках! Ведь приходит человек в монастырь со своими слабостями, но, прожив в монастыре 40-50 лет, монах уже насквозь видит и себя, и другого. Монастырская жизнь тяжелая…" - таковы слова игуменьи Варвары.

Посетить монастырь с такой богатой и славной историей - дело крайне интересное и богоугодное. Кроме осмотра исторических храмов и музея, есть уникальная возможность принять православие в Крестильном храме Иоана Предтечи. Таинство крещения совершается по субботам и воскресеньям в первой половине дня, а летом дополнительно еще и в пятницу. Не лишним будет напомнить, что дети до 15 лет должны приехать с одним или двумя крестными родителями, а взрослые заранее должны побеспокоиться об исповедании грехов у священника. Кстати, имея при рождении нехристианское имя (Алина, Артур и т.п.), лучше заранее побеспокоится и спокойно, до крещения выбрать имя христианское.

В настоящее время в монастыре живут более ста насельниц, из коих большинство монахини, остальные - инокини и послушницы. Паломники, приезжающие на несколько дней в монастырь, размещаются в здешних гостиницах. Волонтеры же работают на заготовке дров и сена, на скотном дворе и пасеке, в садах и на огородах.

Прикоснуться к святыням

Для того чтобы посетить монастырь, находящийся на территории Эстонии, всего в 75 километрах от Нарвы, и прикоснуться к святыням, надо, во-первых, оформить шенгенскую визу (сделать это можно в эстонском консульстве в Москве или Санкт-Петербурге), а во-вторых, воспользовавшись автобусом или поездом, доехать по станции Йыхви. От нее до монастыря - 25 километров - ежедневно ходит рейсовый автобус.

Можно воспользоваться и частным транспортом, но, пожалуй, самый простой и быстрый способ прохождения границы и посещения монастыря в сопровождении гида - воспользоваться услугами одной из туристических фирм.

Желающим провести несколько дней в Пюхтицах - крупнейшего центра православной культуры в Прибалтике - с размещением в монастырской гостинице надо предварительно связаться с канцелярией обители, которая обеспечит вас кровом и питанием в трапезной.

Алексей Хованов

 


Редакция "РИА.Туризм" благодарит петербургскую компанию "Спа тур" за организацию яркой поездки в Пюхтицкий монастырь

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала