МОСКВА, 9 апр - РИА Новости. Тверской суд Москвы отклонил иск москвички Светланы Ворониной, просившей обязать Большой театр снять с репертуара оперу "Руслан и Людмила" в современной постановке и выплатить ей 1 миллион рублей компенсации "за испытанные в ходе просмотра спектакля нравственные страдания", сообщили агентству РАПСИ/rapsinews.ru в суде.
Мнения зрителей об опере, поставленной режиссером-экспериментатором Дмитрием Черняковым, разделились, зрители встретили первую премьеру "Руслана и Людмилы" на торжественно открывшейся после шестилетней реконструкции главной сцене Большого театра криками "Браво!" и "Позор!"
Истица указала, что просмотренный ею в ноябре прошлого года спектакль "был изощренным психологическим экспериментом над зрителями, глумлением над композитором Глинкой и его оперой, всей русской культурой, очернением образа русского человека: декорации на сцене, костюмы, телодвижения и возгласы певцов - все навязывало прямые ассоциации с пьяным похотливым разгулом".
Приобретая билет на спектакль, Воронина была полностью уверена в том, что ее ждет встреча с классическим шедевром, однако спектакль был полон пошлых сексуальных сцен и попирал нравственные принципы общества, говорится в иске.
В связи с этим, она просила суд обязать Большой театр прекратить показывать оперу "Руслан и Людмила" в такой постановке, возместить ей миллион рублей морального вреда, а также предоставить билет на классический спектакль.
Однако суд в понедельник исковые требования Ворониной полностью отклонил. Судья огласил только резолютивную часть решения, поэтому причины его принятия пока неизвестны.
Воронина, согласно закону, может обжаловать решение районного суда в вышестоящей инстанции - Мосгорсуде.
РАПСИ/rapsinews.ru пока не располагает комментарием Большого театра относительно судебного спора.
И браво, и позор
Оперу "Руслан и Людмила" публика и критика встретили неоднозначно. Первая и последняя сцены почти пятичасового действия решены в пышном традиционном стиле, прочие - обращены в сегодняшний день: царство Черномора напоминало психиатрическую клинику, а во дворце царства волшебницы Наины девушки в современных костюмах жонглировали, танцевали и катались на роликах, исполняя вокальные партии. Мечтая создать в театре инструмент фиксации, Черняков ввел в спектакль крупные кинопланы, благодаря которым проявились драматические характеры персонажей.
Солистка оперы Большого театра, Народная артистка СССР Маквала Касрашвили заявила РИА Новости, что ей очень понравилась опера: она сделана талантливо и убедительно, это новое решение и новая концепция.
Выдающейся сочла постановку директор балета Парижской национальной оперы Бриджит Лефевр, специально прибывшая на премьеру. По ее словам, постановка оперы тронула ее до глубины души, и она даже заплакала в финале.
Единодушен с коллегами и музыкальный руководитель и главный дирижер Большого театра Василий Синайский, который считает, что спектакль в целом получился и даже выразил желание подирижировать "Русланом и Людмилой".
Между тем, Елена Образцова, заявленная в составе исполнителей в партии Наины, объяснила РИА Новости, что в постановке больше не задействована, поскольку ушла из нее по собственному желанию. По ее словам, ее художественная душа не приняла новую трактовку.
Впоследствии художественный руководитель Государственного академического симфонического оркестра им. Светланова Владимир Юровский, дирижировавший оперой "Руслан и Людмила", назвал нынешнюю репертуарную политику театра порочной и отметил, что планов работать с ГАБТ у него нет.
Он напомнил, что только в ноябре 2011 года дирижировал шесть раз - оперу "Руслан и Людмила" после открытия давали в нескольких составах практически без перерыва.
По мнению Юровского, работа в таком темпе компрометирует творческий уровень спектаклей.