Рейтинг@Mail.ru
Место ветчины изменить нельзя - РИА Новости, 04.04.2012
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Место ветчины изменить нельзя

Читать ria.ru в
Бельгийские булочники отвоевывают у французов круассаны, а армянский коньяк на деле оказывается бренди. Географическое происхождение продукта порой может превратиться в имя, за которое люди готовы платить.

Предположим, вы всю жизнь мечтали открыть маленькую кондитерскую, где посетителям подавали бы свежайшие круассаны с чашкой какао. Или внезапно скончавшаяся тетушка оставила вам в наследство коньячный заводик под Тулой. Или другая, благополучно здравствующая тетушка поведала по секрету, как приготовить изумительно вкусный сыр фета. И вот уж дивные картины посещают ваше воображение: стройные ряды коньячных бутылок, поблескивающих на полке магазина, белоснежный сыр, сладкий запах круассанов поутру.

Увы, мечтам этим сбыться не суждено, поскольку и коньяк, и фета, и еще некоторые виды продуктов произвести под Тулой попросту невозможно - они защищены правом интеллектуальной собственности. И если вы не хотите понести ответственность за нарушение закона, то и круассанам, и коньяку придется сменить имя.

На постоянную прописку

Право на наименование места происхождения товара установлено наряду с такими институтами, как авторское и патентное право, фирменное наименование, товарный знак, и так далее. Однако в отличие, скажем, от товарного знака или изобретения, наименование места происхождения товара является "ослабленным" институтом. Право пользования такой интеллектуальной собственностью может быть закреплено за несколькими субъектами, которые, однако, лишены права распоряжения.

Кроме того, правом на одно и то же наименование могут обладать несколько предприятий указанного региона, выпускающих один и тот же продукт. Так, например, в знаменитой Шампани зарегистрировано более 19 000 небольших производителей шампанского, виноградники которых занимают порядка 32 000 гектаров в регионе.

В России право на наименование места происхождения товара закреплено статьей 1516 IV части Гражданского кодекса. Ответственность, которую понесет нарушитель, зависит от решения правообладателя: в частности последний может потребовать компенсации суммой от десяти тысяч до пяти миллионов рублей, или возмещения в двукратном размере стоимости товаров, на которых незаконно размещено наименование места происхождения.

Булочники выходят на войну

Совсем недавно в рядах товаров, имеющих защищенный географический статус, произошло пополнение. Легендарный французский круассан, согласно решению Европейского суда, теперь - исключительное достояние Парижа.

Обыкновенно споры по поводу права какого-либо региона на производство товара разрешались довольно мирно. Так было, например, с сыром пармезаном, который в 2008 "приватизировали" итальянцы - лишив Германию права производить сыр с таким названием. Немцы начали было возмущаться, а потом махнули рукой: в год ФРГ производит всего 10 тысяч тонн пармезана, тогда как Италия - в десятки раз больше. Серьезного экономического ущерба запрет на производство пармезана Берлину не принесет.

Во Франции, однако, дело обстоит куда серьезней. Решением Европейского суда о присвоении Парижу исключительного права на всеми любимую выпечку вызвало бурную реакцию со стороны Бельгии, где круассан является одним из самых популярных кондитерских изделий. Бельгийский союз пекарей даже организовал пикет у французского посольства в Брюсселе. Солидарны с бельгийцами также Польша, Австрия и Венгрия: последние и вовсе утверждают, что рогатую булочку первыми придумали именно они. На это, якобы, намекает и форма изделия: согласно истории, рогалик в форме исламского полумесяца стал символом спасения Вены от турецкой армии.

Бургундия? Нормандия? Шампань!

Шампанское, пожалуй, наиболее знаменитый товар, имеющий защищенный региональный статус. Исключительное право на наименование Шампанских вин было подтверждено Версальским договором по окончании Первой мировой войны - и теперь другим регионам Франции запрещено использовать это название для своей продукции.

Что касается игристых вин, изготавливаемых в прочих странах, то для них производители используют собственные термины. В Испании шампанское именуется "Cava", в Италии - "spumante", а игристое вино из винограда сорта мускат называют "Asti". В южной Африке шампанское - это "Cap Classique", в Германии наиболее распространены названия игристого вина - "Sekt" и "Prosecco".

А как же "Советское шампанское"? У Межпрофессионального комитета вин Шампани есть вполне понятные претензии к российским производителям. Правомерность существования таких марок, как "Советское шампанское", "Российское шампанское", "Ростовское шампанское" и прочих им подобных является весьма спорным вопросом. Несмотря на это, полностью прекращать выпуск игристого вина российские виноделы пока не намерены:Ассоциация производителей игристых вин России согласилась на разработку протокола, согласно которому при выпуске подобной продукции на этикетке не будет написано ни слова о "шампанском" или "шампанском методе". Сроки принятия документа при этом не ограничены: вполне вероятно, что "Советское шампанское", просуществовавшее почти 80 лет, беспрепятственно проживет еще столько же.

Коньяк, бренди или арбун

Территории французского региона Пуату-Шаранта, где собственно и находится легендарный город Коньяк, еще в 1909 году были обозначены как единственные уполномоченные производители напитка. Все остальные регионы Франции, а также мировые страны, производящие "коньяк", на международном рынке свою продукцию называют бренди - и никак иначе.

За соблюдением соответствующих установок зорко следит государственный орган "Национальное Межпрофессиональное Бюро Коньяков". По всей видимости, блюстители коньячных прав не столь лояльны, как члены Межпрофессионального комитета вин Шампани, потому как официальный отказ от бренда Cognac (то есть "Коньяк" в латинском написании) был подписан нашей страной в конце 1990-х годов. Соглашение, достигнутое между Президентом России Борисом Ельциным и французским лидером Франсуа Миттераном, гласило, что любой, даже самый старый марочный отечественный коньяк за пределами Российской Федерации должен называться Brandy.

Отсюда вывод - легендарный и крайне любимый россиянами армянский коньяк - не совсем тот, за кого себя выдает. Фактически это все тот же бренди, хоть и очень качественный. Стремясь, однако, сохранить уникальность своего продукта, правительство Армении приняло решение ввести для "коньяка" новое название - "Арбун" (от армянского глагола "харбел" - "опьянеть"). При этом все исконные наименования коньяка-бренди-арбуна производители намерены сохранить.

"Кто тут местный?": фета, пармезан и вологодское масло

Конечно, регламентация прав на наименование места происхождения товара не всегда сопряжена с путаницей и взаимными претензиями. Взять, к примеру, пармскую ветчину. Исконная родина этой сыровяленой свинины - итальянская провинция Парма, расположенная к северо-западу от Болоньи. Там продукт и производится по сей день.

Или же сыр фета. Традиционный греческий сыр из овечьего молока наловчились готовить по всей Юго-восточной Европе и даже на Среднем Востоке, однако настоящей фетой, согласно регламенту Комиссии ЕС, считается только творение греческих кулинаров.

Все тот же итальянский сыр пармезан, вопреки доле возмущений со стороны ФРГ, производят только на севере Италии, поскольку изначально этот продукт был рожден в нескольких провинциях региона Эмилия-Романья. Между прочим, у этого сыра почти тысячелетняя история: официальной датой рождения пармезана признан 1200 год, когда монахи-бенедиктинцы решили придумать сыр, годный для длительного хранения.

Совсем недавно стало известно о том, что "царица Макдоналдса" картошка фри, оказывается - традиционное бельгийское блюдо. Законодательно этот факт пока не подтвержден: ассоциация Brussels Frites Forum только-только заявила о том, что намерена добиться присвоения жареной картошке закрепленного географического статуса. Якобы знаменитый впервые был подан именно в Бельгии еще в XVI веке. Что же касается второго названия фри, - "французская картошка", - то тут внесли свой вклад британские солдаты, впервые попробовавшие "национальное бельгийское блюдо" во время Первой мировой войны.

А что Россия? Конечно, у нас есть свои товары со строго установленным географическим статусом. Например, вологодское масло, известное своим "ореховым" привкусом, получаемым благодаря уникальной методике переработки свежих сливок первого сорта. С 2010 года использовать наименование "Вологодское масло" имеют право только предприятия, находящиеся на территории Вологодской области.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала