МОСКВА, 6 апр - РИА Новости. Сразу два крупных ежегодных экономических мероприятия прошли на этой неделе в Москве, ознаменовавшись важными заявлениями как по банковскому сектору, так и по экономике в целом, - съезд Ассоциации российских банков и конференция в Высшей школе экономики.
Знаковой уходящая неделя оказалась и транспортной отрасли. Но для автопрома, которому премьер-министр РФ Владимир Путин в очередной раз пообещал господдержку, неделя стала позитивной, а для авиации - скорее трагичной, начавшись с авиакатастрофы под Тюменью и закончившись новым витком авиаскандала между Москвой и Минском.
Мировыми фондовыми биржами в отсутствие других важных новостей в основном управляла статистика из регионов.
Банковский день
Ряд важных для банковского сектора заявлений в четверг сделал глава ЦБ РФ Сергей Игнатьев. По его словам, банки РФ нарастили кредитный портфель в марте на 1,9% по номиналу, исключая валютную составляющую - на 1,7%. Рост импорта в РФ в годовом исчислении замедлился в марте до 6% с 16% в феврале и 20% в январе, что частично объясняется эффектом базы, то есть большим ростом импорта в марте прошлого года.
Глава ЦБ сообщил, что Банк России в марте снизил границы валютного коридора на 5 копеек - до 32,15-38,15 рублей. По его словам, нетто-покупка валюты Центробанком в марте увеличилась до 4,3 миллиарда долларов с 2,8 миллиарда долларов в феврале. В ближайшие месяцы Игнатьев ожидает снижения ставок по кредитам и депозитам.
Он также предложил до 2014 года не обсуждать новую планку минимального капитала банков. Сейчас она составляет 180 миллионов рублей, с 2015 года вырастет до 300 миллионов рублей. Глава Минфина Антон Силуанов предлагал увеличить ее до 1 миллиарда рублей за пределами 2015 года, однако, по мнению Игнатьева, говорить об этом пока рано.
Кроме того, глава ЦБ отрицательно отреагировал на ряд предложений банковского сообщества: по его словам, регулятор против разделения лицензий банков на региональные и федеральные, а также не видит необходимости увеличивать сроки рефинансирования банков до 3 лет с 1 года.
Актуальные для банковского сообщества вопросы обсуждали в четверг и участники съезда Ассоциации российских банков. Съезд прошел по стандартной схеме: банкиры просили послаблений и денег, регулятор традиционно их одергивал, указывая на очевидные проблемы и мировой опыт. Никаких новаторских идей на мероприятии рождено не было, и сами банкиры признают, что год от года оно становится все скучнее.
Экономика РФ: оценки, прогнозы, инициативы
Участники прошедшей на этой неделе конференции в Высшей школе экономики уделили особое внимание инфляции. Первый зампред ЦБ РФ Алексей Улюкаев сообщил, что в годовом выражении на начало апреля она составила 3,7%. В третьем и четвертом кварталах рост цен может ускориться по сравнению с нынешним показателем из-за трех факторов - повышения тарифов с 1 июля, эффекта базы и высоких цен на нефть.
По словам Улюкаева, двойной профицит по текущему и капитальному счетам приведет к резкому увеличению ликвидности, что также может повысить риски инфляции. По его словам, это создает "головную боль" для регулятора. Но основная проблема в том, что в таких ситуациях экономика начинает ориентироваться на внешние источники инвестиций, что делает уязвимыми финансовую и экономическую системы.
Он сообщил также, что отток частного капитала из РФ в марте продолжился, но меньшими темпами, чем в феврале. Ранее Улюкаев заявлял, что Банк России ожидает возобновления чистого притока капитала в РФ уже в мае текущего года, а по итогам года - нулевого притока-оттока. По итогам прошлого года отток капитала, по последней оценке ЦБ, достиг 80,5 миллиарда долларов против 33,6 миллиарда долларов в 2010 году.
Ряд важных предложений по развитию экономики РФ высказала глава Минэкономразвития Эльвира Набиуллина - в частности, ее ведомство предлагает с 2014 года снизить ставку страховых взносов до 28% с нынешних 30%. По словам главы Минфина Антона Силуанова, это повлечет повышение порога заработка с 512 тысяч рублей до 1,2 миллиона рублей. В пятницу он уточнил, что снижение страховых взносов до 28% обойдется бюджету РФ в 200 миллиардов рублей.
Кроме того, Минэкономразвития предлагает вкладывать часть средств Фонда национального благосостояния в стратегические проекты в России и за рубежом, обеспечив при этом механизм возврата этих средств в фонд. Набиуллина ожидает, что по этому вопросу предстоит серьезная дискуссия с Минфином. Также МЭР выступает за освобождение инвестиций в обновление оборудования от налога на имущество.
Автопром не будет забыт
Перспективы развития российского автопрома в контексте вступления России в ВТО обсуждались в среду на совещании в Тольятти под председательством Путина. Условия ВТО предполагают ряд ограничений для РФ по поддержке различных отраслей экономики.
В частности, до 1 июля 2018 года будет сокращен срок действия таможенных льгот, предоставленных в рамках соглашений о промсборке иномарок в России. Льготы должны были действовать до 2020 года. Минпромторг подготовил меры господдержки участников промсборки после вступления России в ВТО, чтобы выполнить обязательства перед иностранными автопроизводителями по этим соглашениям за счет бюджета РФ.
Многие из них уже работают в РФ в режиме промсборки, есть и желающие к ним присоединиться. Так, в среду "Автотор холдинг" объявил о намерении создать в Калининградской области совместно с канадским производителем автокомплектующих Magna автомобильный кластер производственной мощностью в 350 тысяч автомобилей в год. В него будут входить заводы уже существующих партнеров "Автотора" - BMW, General Motors, Kia и других.
По словам премьера, присоединение к ВТО не станет тяжелым испытанием для отечественного автопрома - власть окажет ему всю возможную поддержку с помощью мер, не противоречащих нормам и принципам организации. В частности, чиновников обяжут покупать для госнужд лишь технику, произведенную в странах ЕЭП.
Оказанная государством за годы кризиса поддержка пошла на пользу автопрому - об этом свидетельствуют озвученные в среду прогнозы роста производства и продаж автомобилей на территории РФ. Путин сообщил, что объем выпуска легковых автомобилей в РФ к 2020 году достигнет 3 миллионов штук в год. Власти также будут способствовать тому, чтобы отжившие свое грузовики и автобусы исчезли с улиц российских городов.
Соседи продолжают ссорится
На этой неделе продолжал набирать обороты авиаскандал между Москвой и Минском. Неделей ранее стороны вроде бы договорились подтвердить авиакомпаниям России и Белоруссии полеты между странами до 10 мая. Однако вечером 5 апреля Минтранс Белоруссии проинформировал "Белавиа", что российский Минтранс отзывает разрешение на выполнение рейсов в регионы России, кроме Москвы, с 13 апреля.
Белоруссия намерена с этого же дня в одностороннем порядке сократить число рейсов российских авиакомпаний из Москвы в Минск. Причем сокращение произойдет за счет "Аэрофлот" , который, по мнению белорусской стороны, лоббирует ограничение полетов "Белавиа".
"Белавиа" намерена оспорить решения российской стороны в Хозяйственном суде ЕЭП. Белорусская авиакомпания также заявила, что будет добиваться сокращения числа рейсов между Москвой и Минском до двух с каждой стороны, если ей запретят полеты в регионы России.
Впрочем, обе стороны выражают надежду на разрешение авиационного спора. Решение может появиться по итогам встречи делегаций министерств транспорта России и Белоруссии в Минске, которая запланирована на 9 апреля.
Что будет с пассажирами, заранее купившими авиабилеты, пока непонятно, - сколько-нибудь внятного решения участники конфликта пока не предлагают. В любом случае у граждан будет возможность путешествовать по железной дороге - БЖД увеличит перевозки пассажиров в российские регионы в случае необходимости, для РЖД также не составит труда увеличить число поездов в Белоруссию.
Черный понедельник "ЮТэйр"
Начало недели для российской авиации ознаменовалось очередной трагедией: в понедельник самолет ATR-72 авиакомпании "ЮТэйр" , выполнявший рейс Тюмень-Сургут, упал при взлете из аэропорта Тюмени. Авиакатастрофа унесла 31 жизнь, 12 человек пострадали.
Случившееся в очередной раз выявило проблему нескоординированности действий служб, причастных к полетам на земле и в воздухе. Основной версией причин авиакатастрофы пока называют то, что самолет не был обработан антиобледенительной жидкостью перед вылетом. Единого ответственного за это нет - как правило, решение принимают либо командир судна, либо наземная служба. Если любой из них требует обработки самолета антиобледенительным реагентом, это должно быть сделано, сказал агентству "Прайм" пилот одной из крупнейших российских авиакомпаний.
Гендиректор "ЮТэйр" Андрей Мартиросов подтвердил, что разбившийся ATR-72 такую обработку не проходил, однако добавил, что "нет оснований считать причиной крушения именно это". Тем не менее, он заявил, что теперь всех пилотов авиакомпании обяжут обрабатывать борты антиобледенительным раствором, невзирая на дополнительные расходы.
Среди приоритетных версий авиакатастрофы следствие рассматривает и возможность ошибки наземных служб. Пока не будут оглашены результаты проверок, ставить точку в деле рано.
Проверку авиакомпании и тюменского аэропорта "Рощино", откуда вылетел самолет, проводят, в частности, Уральская транспортная прокуратура и комиссия Ространснадзора. Межгосударственный авиационный комитет уже завершил работы на месте авиакатастрофы. Туда прибыли также представители Франции как государства - разработчика и изготовителя самолета ATR-72 .
Биржами правила статистика
В начале недели мировые фондовые индексы колебались разнонаправленно на неоднозначной статистике из регионов. В понедельник индексы пребывали в зеленой зоне на фоне сильных данных из США по деловой активности, однако уже во вторник слабая статистика по еврозоне и США увела биржи в минус.
Важным инфоповодом недели, повлиявшим на индексы, стала публикация протоколов заседания комитета по открытым рынкам ФРС США, свидетельствующих, что регулятор не планирует новых мер поддержки крупнейшей мировой экономики. К этому добавились слабые итоги аукциона по гособлигациям Испании, усилившие опасения инвесторов за экономику Европы, а также слабые статданные по США. В результате до середины недели индексы пребывали преимущественно в минусе.
В четверг игроков порадовала позитивная статистика по США, а также хорошие данные по индексу делового климата в сфере услуг Китая. Однако хорошее настроение испортил негатив из Европы - на фоне роста доходностей гособлигаций стран еврозоны и результатов долгового аукциона Франции европейская валюта, и без того дешевевшая всю неделю к доллару, в четверг обновила трехнедельный минимум.
В пятницу фондовые площадки США и Европы закрыты в связи с празднованием Пасхи. Рынок акций РФ в отсутствие внешних сигналов не показывал четкой динамики и ждал мартовской статистики по рынку труда США, после выхода которой резко пошел вниз и в итоге закрылся в минусе, - опубликованные данные оказались гораздо хуже прогнозов.
Цены на нефть менялись в зависимости от американской статистики и данных по запасам сырья в США. Золото резко подешевело в середине недели после публикации протоколов заседания ФРС, затем скорректировалось на негативе из еврозоны.