Рейтинг@Mail.ru
России никак не удается снизить детскую смертность на дорогах - РИА Новости, 26.05.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

России никак не удается снизить детскую смертность на дорогах

Читать ria.ru в
Дзен
В конце марта - начале апреля по всей России проводятся недели безопасности детей на дорогах: инспекторы ГИБДД ходят по школам и рассказывают о том, как не попасть под машину. Они делают это из года в год, по нескольку раз в год.

Вера Рыклина, для РИА Новости.

В конце марта - начале апреля по всей России проводятся недели безопасности детей на дорогах: инспекторы ГИБДД ходят по школам и рассказывают о том, как не попасть под машину. Они делают это из года в год, по нескольку раз в год.

Не помогает - Россия уже много лет в лидерах по детской смертности в результате ДТП. И не собирается сдавать позиции, поскольку меры, которые принимаются, бессмысленны. То, что действительно способно помочь, у нас не делается.

Всемирная организация здравоохранения утверждает , что каждые шесть секунд в результате дорожной аварии умирает один ребенок. Если углубиться в цифры, оказывается, что из 60 детей, погибающих за час во всем мире, около 15 приходится на Россию.

В пятерке "лидеров"

Когда на дорогах твоей страны гибнут дети - много, часто и без надежды на перемены, - от этого стыдно и страшно.

РФ уже много лет входит в пятерку стран - лидеров по числу детей, погибших в дорожно-транспортных происшествиях. Из года в год под колесами машин у нас оказываются больше 20 000 тех, кому еще не исполнилось и шестнадцати. По данным Госавтоинспекции МВД России, из них погибают чуть меньше тысячи.

Но на самом деле эта цифра условная: официальная статистика ГИБДД учитывает только погибших непосредственно на месте аварии, а сколько участников ДТП погибают потом в больницах, никому неизвестно.

И главное, ничего не меняется. По данным европейской комиссии ООН за 2006 год, смертность детей и молодых людей в возрасте до 24 лет в результате дорожных происшествий составляла в России 4,7 чел. на 100 000 населения. В 2007-м - 4,8, в 2010-м - опять 4,7.

Образно говоря, мы стоим на месте, пока наши дети бегут под колеса. Пять детей из каждых ста тысяч - это очень много. Для сравнения: в Испании в авариях гибнет один ребенок на 100 000. Показатель в 1,2 - средний по Европе.

Философия безопасности и практика опасности

Мир столкнулся с высоким уровнем смертности на дорогах тогда, когда автомобили в течение нескольких лет оккупировали улицы больших городов. Полицейские службы всех развитых стран несколько десятилетий искали способы снизить смертность (и не только детскую) на дорогах, перепробовали сотни методов, прибегали к помощи психологов и социологов.

Универсальных рецептов, конечно, не существует, но есть несколько пунктов программы, которые дали результаты и были взяты на вооружение практически везде.

Все не так уж и сложно: ужесточение законодательства, грамотная система светофоров, уменьшение числа нерегулируемых перекрестков и, что самое главное, длительная, последовательная и тщательная работа с пешеходами.

В России - по крайней мере, в Москве - очень стараются. Это видно: все время появляются новые светофоры, копают и надстраивают переходы. Недавно вот стали устанавливать специальные светофоры над нерегулируемыми переходами: они просто мигают желтым светом, чтобы привлекать внимание водителей.

"Волшебной палочки не бывает, - говорит Александр Турский, президент фонда "ЗЕБРА" (За европейскую безопасность российских автодорог). - Это все полумеры, которые никак не могут улучшить нашу статистику. А пока что в этом вопросе у нас действительно улучшений нет и быть не может".

По его словам, то, что делают наши власти, абсолютно бессмысленно и напоминает поездку Петра I в Голландию 300 лет назад: он приехал, впечатлился, увидел корабли и решил, что именно они - залог прекрасной жизни. А на самом деле они - всего лишь верхушка айсберга, достижение огромной развитой империи с очень сложной системой управления.

"Так и у нас: поехали в Голландию, увидели лежачих полицейских, сделали такие же и удивляемся, что аварийность не снижается, - объясняет Турский. - Внешние атрибуты сами по себе не могут решить проблему".

В Европе система безопасности на дорогах построена на результатах 30-летнего исследования - с выявлением очагов опасности (мест, на которых часто происходят ДТП) по всем странам и их анализом, рассказывает Турский. Это исследование помогло выработать полноценную "философию безопасности".

Один из ее пунктов, например, такой: транспортные средства с разной скоростью не должны ездить по одним дорогам. Именно руководствуясь этим принципом, Европа сделала отдельную сеть велодорожек, по протяженности и охвату фактически равную автомобильным. Смертность велосипедистов упала почти до нуля. Среди погибших ранее было много детей и подростков.

"Это фундаментальная работа, - подытоживает Турский. - И у нас ее не просто не проводят, у нас даже не понимают, что она нужна".

К тому же все эти знаки и светофоры - как мертвому припарки: с принятой у нас манерой вождения и дорожными традициями рассчитывать на действенность всех этих мер не приходится. Притормаживают перед переходом единицы, пропускают пешеходов вообще какие-то редкие, видимо, чрезвычайно прекрасные люди.

Стой, если кто идет

Автомобилисты - полбеды. В случае с детьми, попадающими в ДТП, они играют важную, но не решающую роль. По данным Госавтоинспекции, каждая третья авария с ребенком в России происходит по вине самого ребенка. Водитель не всегда может затормозить.

Задача чрезвычайно сложная: детей можно научить переходить дорогу на зеленый свет, но им очень трудно объяснить, как правильно реагировать на нестандартную, неожиданную ситуацию. Там, где взрослый сообразит сделать три шага назад, ребенок растеряется. В случае, когда взрослый поймет, что надо ускорить темп, малыш, испугавшись, остановится как вкопанный.

Ребенок не способен адекватно оценить ситуацию, понять, насколько опасно то, что он делает.

В США, например, работает прекрасное правило, предписывающее всем водителям полностью прекращать движение возле остановок школьных автобусов. В том смысле, что увидел ребенка - стой!

Моя знакомая американка как-то проехала мимо стоящего школьного автобуса. Не прошло и недели, как ей пришел очень крупный штраф. Она попыталась оспорить его в суде, потому что действительно не поняла, что он выгружает пассажиров, а не просто так стоит.

Судья внимательно выслушал ее аргументы и увеличил сумму штрафа. "Вы рисковали детскими жизнями, - сказал он, - и пытаетесь найти себе оправдание. Его нет. Вы должны были стоять".

Но у нас стоять не хотят: ни машины, ни люди. Пешеходы сами идут на красный свет, переходят дорогу в неположенных местах и прохаживаются по проезжей части.

Самое неприятное, что взрослые все это делают на глазах у детей или даже вместе с детьми. Это ставит в тупик: как научить маленького человека тому, что надо соблюдать правила, если этого никто вокруг - включая его родителей - не делает?

Взаимовыгодное сотрудничество

Если водителей еще можно пугать полицейским, стоящим на перекрестке, то тех, кто передвигается на своих двоих, - вряд ли. У нас почему-то считается, что инспектор должен следить только за автомобилями, а правила написаны исключительно для тех, кто сидит за рулем. Штрафы для пешеходов минимальны, возможности привлечь к ответственности постфактум не существует даже в теории.

В сложившейся ситуации хочется опустить руки, но никак нельзя. "В больших городах, где все постоянно спешат и бегут, сложно организовать безопасное движение, - говорит Рон Колни из Управления дорожной полиции Нью-Йорка. - Все равно будут переходить там, где нельзя, срезать углы, экономить время".

Именно поэтому государство должно работать на чувстве самосохранения: пешеходу хочется остаться здоровым, водителю не хочется в тюрьму.

"То есть главное - донести до тех и других, что они не враги между собой, а соратники, - продолжает Колни. - И тогда они поймут, что должны помогать друг другу, а не ненавидеть".

Все логично: это тот случай, когда то, что выгодно одному, выгодно и другому. Именно этим руководствовались европейские страны, когда около 10 лет назад массово вводили обязательное ношение детьми фликеров - светоотражающих наклеек/значков/повязок, которые позволяют водителю увидеть пешехода в отблеске фар за несколько десятков метров.

ЮНИСЕФ констатирует: большинство инцидентов на дороге с участием детей происходит в темное время суток - с утра, когда те идут в школу, или во второй половине дня, когда время возвращаться домой. Именно поэтому зимой с ее коротким световым днем, начинающимся около 9 утра и заканчивающимся в 4 часа после полудня, число аварий с участием детей увеличивается почти на 15%.

Фликеры оправдывают надежды. Социологи утверждают, что повсеместное ношение фликеров снизило детскую смертность на дорогах почти в три раза - и всего-то за несколько лет. По оценкам норвежских исследователей из Национального института безопасности дорожного движения, фликер снижает риск на дороге на 75-80%.

Выйти из сумрака

В России популяризацией фликеров среди детей и подростков занимаются несколько общественных организаций: например, Российский Фонд мира или международная корпорация 3М. Они придумывают акции под говорящими названиями "100% видимости" или "Засветись", но значение таких мероприятий весьма сомнительное, поскольку проходят они редко и незаметно.

Периодически ГИБДД проводит акции по раздаче фликеров в школах, но это всегда местная инициатива с очень ограниченным радиусом действия.

У нас никогда не было федеральной кампании по распространению или, по крайней мере, рекламе фликеров. Не говоря уже о законодательном закреплении обязанности носить их.

Почему так происходит - загадка. Эксперты называют одной из возможных причин очень высокую стоимость такого проекта: хотя сами фликеры стоят не очень дорого, детей у нас почти тридцать миллионов, - сумма получается очень внушительная.

Оптимисты, правда, надеются, что отсутствие фликеров в нашей жизни - временная заминка. В этом году должна быть принята новая программа обеспечения безопасности на дорогах, сейчас ее готовят в Госдуме.

Когда станет известна концепция программы, мы поймем, по каким дорожным правилам будем жить аж до 2020 года. Хочется верить, что будет светло.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала