С.-ПЕТЕРБУРГ, 5 апр - РИА Новости. Выставка, посвященная истории празднования Пасхи в Петербурге в XIX-XXI веках, открывается в пятницу в Невской куртине Петропавловской крепости, сообщает пресс-служба музея истории города.
В Санкт-Петербурге пасхальные торжества всегда играли роль всенародного общегородского праздника, наряду с обрядовой стороной имевшего и светские традиции. Около 500 экспонатов выставки - предметы декоративно-прикладного искусства, графика, открытки, фотографии, плакаты и афиши, книги - расскажут о пасхальных церковных службах, традиционных пасхальных подарках, пасхальном столе и народных гуляньях, проводившихся в эти дни, а также об антирелигиозной пропаганде советского времени и современном праздновании Пасхи.
Пасхе предшествует семинедельный Великий пост, в конце которого традиционно начинается подготовка к празднику. В Петербурге XIX-начала ХХ века на Вербной неделе открывались вербные базары, где можно было приобрести любой товар для праздника: пучки вербы и пасхальные подарки: открытки, игрушки, украшения, ткани, бумажные цветы, галантерею. На выставке представлены рисунки и гравюры с изображениями традиционных петербургских вербных торгов у Гостиного двора и на Сенной площади.
В последние дни поста традиционно закупали продукты к пасхальному столу, красили яйца, готовили куличи и пасху. В экспозиции можно увидеть формы для куличей и пасхи кустарной работы XIX-начала ХХ века, товарную упаковку специальных пасхальных наборов 1910-х годов для приготовления куличей и пасхи и для окрашивания яиц.
О пасхальной ночи - праздничном богослужении, крестном ходе, освящении куличей, пасхи, яиц в Петербурге - рассказывают на выставке фотографии Штейнберга, Буллы и его ателье, работы петербургских художников. Также в экспозиции демонстрируется облачение священнослужителей первой половины XIX века, предназначенное для пасхальной службы.
В воскресенье начиналась череда обязательных визитов к родственникам и друзьям, им дарили подарки, среди которых, конечно же, самыми популярными были пасхальные открытки и яйца. В экспозиции демонстрируется богатейшая коллекция пасхальных открыток с традиционной символикой и атрибутами этого праздника: с изображениями доброго пастыря, ангелов, церквей, куличей, пасхи, крашеных яиц, колокольчиков, роз, вербы, зайцев, цыплят. Также можно будет увидеть около 120 пасхальных яиц XIX-начала ХХ веков, выполненных из фарфора и стекла, дерева, металла, поделочных камней, из бисера и из папье-маше.
Поздравление с Пасхой начиналось с христосования (троекратного поцелуя). Поскольку гостей в этот день в доме могло быть несколько десятков, обычай постепенно превращался в формальность, которая становилась предметом шуток в петербургских газетах и журналах. Например, журнал "Стрекоза" делал такие едкие замечания: "Целоваться, христосуясь, более ста раз не следует" или "При целовании рук у дам выкусывать камни из колец не следует: не каждая из дам обратит это в шутку". С карикатурами на пасхальные визиты и выдержками из петербургской печати того времени тоже можно познакомиться на выставке.
После поста и пасхального воскресенья в городе снова разрешались публичные увеселения. Напоминают об этом гравюры и фотографии с изображением народных гуляний и балаганов на Марсовом поле и в Александровском саду, афиши праздничных балов и спектаклей.
Отдельный раздел экспозиции посвящен рассказу о праздновании Пасхи после 1917 года. В первые годы советской власти в Петербурге-Петрограде продолжали отмечать праздник Пасхи. Об этом свидетельствуют фотографии 1920-х годов, запечатлевшие вербные торги, афиши пасхальных благотворительных акций и балов-концертов. Также на выставке впервые экспонируются эскизы росписи пасхальных яиц, выполненные Бенуа в 1921 году.
Но уже в 1930-е годы Пасха и другие религиозные праздники оказалась под запретом. Это нашло отражение в антипасхальных плакатах таких, как "Пасхальное яичко и его содержимое", "Поп и октябрята", "В день Пасхи ни одного прогульщика".
Тем не менее, церковные службы в ряде храмов продолжались. Об этом свидетельствует, например, представленная на выставке уникальная фотография "Ленинградцы у Спасо-Преображенского собора во время Пасхи", сделанная в городе на Неве в апреля 1943 года.
Возрождение пасхальных традиций началось с 1990-х годов. Завершают экспозицию документальные материалы, посвященные празднованию Пасхи в Петербурге в постсоветский период. Здесь же представлена современная пасхальная коллекция Императорского фарфорового завода: фарфоровые яйца, вазы и сервизы с пасхальной символикой 2000-х годов.
В рамках выставки посетителей ждут лекции, экскурсии и мастер-классы.