Рейтинг@Mail.ru
Вторая мировая война месяц за месяцем. Апрель 1942 года - РИА Новости, 26.05.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Вторая мировая война месяц за месяцем. Апрель 1942 года

© РИА Новости, Яков РюмкинВторая мировая война месяц за месяцем. Апрель 1942 года
Вторая мировая война месяц за месяцем. Апрель 1942 года
Читать ria.ru в
Дзен
Апрель 1942 года, 32-й месяц Второй мировой войны. Битва за Москву завершилась, вермахт потерпел серьезное стратегическое поражение под стенами советской столицы. В связи с ослаблением боевых возможностей Западного и Калининского фронтов Красная Армия перешла к обороне, копя силы для нового решительного наступления, а немцы, в свою очередь, готовились нанести опережающий удар.

Сергей Варшавчик, обозреватель РИА Новости.

Апрель 1942 года, 32-й месяц Второй мировой войны. Битва за Москву завершилась, вермахт потерпел серьезное стратегическое поражение под стенами советской столицы. В связи с ослаблением боевых возможностей Западного и Калининского фронтов Красная Армия перешла к обороне, копя силы для нового решительного наступления, а немцы, в свою очередь, готовились нанести опережающий удар. Между тем, союзные войска на Филиппинах сдались японским войскам.

Гибель отважного генерала

Основные события месяца развернулись на центральном участке советско-германского фронта, где в смертельной схватке сошлись советские армии генералов Жукова и Конева и немецкие, под командованием фельдмаршала Клюге. Требование Сталина разгромить в кратчайшие сроки Ржевско-Вяземскую группировку противника к апрелю 1942 года осуществить не удалось. Не получилось и спасти попавшую южнее Вязьмы в окружение 33-ю армию генерала Ефремова. Немцы отбили попытку 50-й армии пробиться навстречу окруженцам, остановив наступающих за два километра до позиций ефремовцев.

На следующий день, 16 апреля, начальник штаба верховного командования германских сухопутных сил генерал Гальдер меланхолично записал в своем дневнике: "Русская 33-я армия ликвидирована". Однако ее агония длилась еще несколько дней. Изнурительные многомесячные бои, нехватка продовольствия и отсутствие боеприпасов измотали армию. Поняв катастрофичность положения, Ставка ВГК прислала за Ефремовым самолёт. Однако Михаил Григорьевич отказался покидать своих измученных бойцов и отправил в тыл боевые знамена своей армии.

19 апреля тяжелораненый Ефремов, не желая попасть в плен, застрелился. Вместе с ним погибли командующий артиллерией армии генерал Афанасьев и практически весь штаб армии.

По рассказам очевидцев, немцы похоронили генерала Ефремова со всеми воинскими почестями, а немецкий генерал, обращаясь к своим солдатам, сказал примерно следующее: "Сражайтесь за Германию так же доблестно, как сражался за Россию генерал Ефремов".

В 1996 году указом президента России Ефремов посмертно был удостоен звания Героя Российской Федерации.

За гибель 33-й армии вина была возложена на некоторых вышедших из окружения командиров. В частности, в апреле 1942 года "за бездеятельность при выходе дивизии из окружения" фронтовым военным трибуналом был приговорен к расстрелу командир 329-й стрелковой дивизии полковник Андрусенко. Однако затем этот приговор был заменен ему 10 годами лишения свободы с отправкой в действующую армию. Он был назначен командиром 115-й стрелковой бригады, а впоследствии, за мужество и героизм, проявленные при форсировании Днепра, был удостоен звания Героя Советского Союза.

"Ни один приказ не был вовремя выполнен войсками"

Непосредственный начальник Ефремова, командующий Западным фронтом генерал Жуков считал, что ответственность за окружение 33-й лежит на самом командарме. В документе 1942 года, подписанном Жуковым, сообщалось, что "никто, кроме командующего 33-й армией, не виноват в том, что его коммуникации противник перехватил".

В докладе же Оперативного управления Генерального штаба Красной Армии (подготовленном к лету 1942 года) по итогам боев за Вязьму отмечалось, что 33-я армия честно и доблестно дралась до конца своего существования, находясь два с половиной месяца в полном окружении, при этом "нанося большой урон в живой силе противнику и сковывая его большие силы своими действиями".

В то же самое время офицеры Генштаба отметили серьезные просчеты в действиях Жукова, который, по их мнению, неправильно оценил боеспособность противника и погнался одновременно за несколькими целями.

В документе констатировалось, что "громкие приказы, которые отдавал командующий Западным фронтом, были невыполнимы. Ни один приказ за всю операцию вовремя не был выполнен войсками. Они оставались голой ненужной бумагой, которая не отражала действительного положения войск, и не представляли собой ценного оперативного документа. А та торопливость, которую проявляло командование Западным фронтом, передавалась в войска и приносила большой вред делу".

Впрочем, не следует забывать, что Жуков был всего лишь проводником в жизнь приказов Верховного Главнокомандующего в лице Сталина. Впоследствии в своих мемуарах Георгий Константинович назвал Ефремова талантливейшим и храбрейшим военачальником.

Зверь ранен, но больно огрызается

20 апреля Ставка верховного главнокомандования в связи с начавшейся весенней распутицей и ослаблением наступательных возможностей войск, приказала Западному и Калининскому фронтам перейти к обороне. Несмотря на то, что советской стороне не удалось разгромить группу армий "Центр", в итоге немцы потерпели серьезное стратегическое поражение под стенами Москвы. Их войска были отброшены на 100-250 километров от столицы СССР.

Генерал Типпельскирх после войны написал о том, что "с тех пор как немцы под Москвой впервые потеряли инициативу, после того как были испытаны первые поражения, в их стратегии появились прямо-таки патологические черты". Он имел в виду все меньшую гибкость в управлении войсками со стороны Гитлера, для которого важнее становилось не уничтожение противника, а удержание территории. Причем любой ценой. Впоследствии это приведет к стратегической катастрофе в Сталинграде 6-й армии, которой фюрер категорически запретит отступать.

Коллега Типпельскирха генерал Блюментрит отмечал, что "московская битва нанесла первый сильнейший удар по Германии как в политическом, так и в военном отношениях". Однако вермахт был еще очень силен на всех направлениях.

21 апреля на участке Северо-Западного фронта немцам удалось соединиться со своей окруженной в районе Демянска группировкой. Попытки советских 11-й и 1-й ударной армий помешать этому успеха не имели.

На юге страны наступление Крымского фронта, предпринятое 9-11 апреля, было успешно отражено 11-й германской армией. Как констатировал позднее в своих мемуарах командующий 11-й армией генерал Манштейн, "ударная сила противника была теперь окончательно исчерпана".

Союзники немцев финны также не растеряли своего боевого потенциала, что показала неудачная Кастеньгская операция, которую 24 апреля начал осуществлять Карельский фронт. Чтобы затруднить противнику маневр войсками, почти одновременно, 28 апреля, началась Мурманская наступательная операция, в которой действовали не только войска Карельского фронта, но и моряки Северного флота. Обе операции не получили своего развития и в мае 1942 года постепенно заглохли. Красная Армия перешла к обороне и здесь.
В конце апреля обе стороны накапливали силы для решающей летней схватки.

Марш смерти

Апрель 1942 года стал одной из черных страниц в истории американских войск. 9 апреля под натиском японцев капитулировал генерал Кинг, главнокомандующий американо-филиппинскими войсками на Батаане (провинция Филиппин).

В итоге в плен попали 78 тысяч солдат, из которых около 12 тысяч составляли собственно американцы. Подобное количество бойцов под звездно-полосатым флагом еще никогда одновременно не сдавалось врагу.

Затем 75 тысяч пленных были отправлены японцами в жестокий многодневный марш смерти длиной в 97 километров, из которого до места назначения по разбитым щебеночным дорогам, в густой пыли, добрались примерно 54 тысячи человек. Остальные погибли от жажды, жары или беспричинно были убиты жестокими охранниками. Небольшой части несчастных удалось бежать.

Союзники отомстили японцам за подобное обращение с пленными. После войны японский генерал Хомма, чьи войска захватили Батаан, был обвинен в военных преступлениях и казнен в окрестностях столицы Филиппин Манилы, несмотря на его заявление, что он якобы узнал о Батаанском марше смерти только спустя два месяца. Генерал же Кинг провел в плену три с половиной года и после возвращения в США вышел в отставку. Его военная карьера была закончена.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала