Константин Богданов, военный обозреватель РИА Новости.
Передачей лодки "Нерпа" в ВМС Индии, состоявшейся в среду, флотская тема в экспорте российского оружия в Индию не завершается. В этом году Дели и Москва планируют завершить еще несколько военно-морских контрактов, которые могут сделать 2012 год "годом флота" в российско-индийском военно-техническом сотрудничестве.
"Нерпу" наконец отдали
В среду индийский флот официально ввел в свой состав атомную субмарину "Чакра". Она же - бывшая российская К-152 "Нерпа", многоцелевая лодка проекта 971, заложенная еще в 1991 году и достроенная уже в 2000-х как раз под передачу в аренду индийским военным.
Сдавали лодку очень долго. По первоначальным планам, передача субмарины планировалась на 2007 год. Как видим, реальность в итоге несколько скорректировала планы. Тому были причины: оборудование для лодки доводили долго. А в 2008 году на испытаниях "Нерпа" изрядно "отличилась". В результате нештатного срабатывания системы объемного пожаротушения в одном из отсеков погибло 20 человек.
Некоторые исследования прямо связывают эту аварию с доработками, которыми подверглась аппаратура управления корабельными системами "Молибден" как раз в рамках задания индийской стороны.
Нештатные ситуации с Нерпой случались и помимо того: например, был эпизод со спонтанной продувкой цистерны главного балласта прямо у стенки пирса. Значительная их часть была связана как раз с работой "Молибдена". Ситуация была тем тревожнее, что именно этот доработанный вариант системы ставился на новые лодки-ракетоносцы проекта 955 "Борей".
Но - сдали, ушла, принимается в строй на долгие десять лет, почти за миллиард долларов. И все? Нет, это только начало 2012 года - года большого флота в российско-индийском военно-техническом сотрудничества.
Перспективный долго-пере-строй и самолеты к нему
"Викрамадитья", он же "Адмирал Горшков", он же советский авианесущий крейсер проекта 1143.4 "Баку", был формально продан Индии в 2004 году. Все остальные 8 лет шла его перестройка: кораблю приделывали взлетный трамплин, модернизировали бортовые системы и вообще приводили в порядок.
Поначалу корабль хотели сдать к 2008 году, но не вышло. Процесс был сложным: индийцы требовали соблюдения сроков и объемов финансирования, российская сторона упирала на кадровый голод судостроителей и тот факт, что вопрос модернизации не был до конца проработан. В частности, ряд необходимых работ просто не учли при составлении сметы.
В 2008 году контракт переподписали на другую сумму, но работы все равно заняли довольно много времени. Как утверждается, до конца 2012 года "Викрамадитья" будет передан индийскому флоту.
Авианосец без самолетов - деньги на ветер. У Индии на этот счет свои долгосрочные планы, однако пока что основную часть палубных машин она берет в России. Это МиГ-29К, чей борт фактически заново сделан под индийский заказ на "Викрамадитью". Самолет появился еще на закате Советского Союза, но от него в начинке новой машины осталось немногое.
Индия в 2004 году заказала у России сначала 16 машин (обеих типов: основной МиГ-29К и учебно-боевая спарка МиГ-29КУБ), а в 2009 году был активирован опцион на поставку еще 30 истребителей до 2015 года.
Ситуация особенно интересна тем, что МиГ-35, недавно вылетевший с индийского супертендера на 126 средних истребителей, в сущности сделан на базе МиГ-29К "нового облика", выработанного в ходе реализации "горшковского" контракта. То есть индийцы в целом представляли, что это за машина, и уже выбрали ее более "легкий" вариант для флота.
Однако МиГ-29К хорошо отлажен, опробован и сейчас закупается уже авиацией не только индийского флота, но и российского тоже. А МиГ-35 по-прежнему представляет из себя два не вполне доведенных самолета-демонстратора - потенциально очень интересен и перспективен, но…
Удобная платформа
Авианосцы - это крупная форма и по определению единичный товар: в мире, пожалуй, только США могут позволить серийное строительство примерно одинаковых авианосцев, да и то со своими особенностями.
"Средние формы" востребованы куда сильнее.
Первая тройка индийских фрегатов типа Talwar (проект 1135.6 в российском обозначении) закладывалась в 1999 и 2000 году на Балтийском заводе в Петербурге. Сроки выдержаны не были (их сорвали примерно на год), но к 2004 году все три фрегата оказались в индийском флоте.
Несмотря на проволочки со сдачей кораблей, Индия в 2006 году заказала еще три, коварно изъяв из суммы контракта на новые фрегаты неустойку за предыдущий контракт. Никто, впрочем, не был против.
Строительство второй тройки фрегатов российское руководство директивно передало в Калининград, на Прибалтийский судостроительный завод "Янтарь". Верфь находилась далеко не в самом лучшем состоянии, и срывы сроков были неизбежны.
Однако если фрегаты все-таки сдадут по плану индийских военных, оглашенному в сентябре прошлого года, то сдвиг сроков составит не более 11-14 месяцев, что является, вообще говоря, отличным результатом. Если же верить последним предположениям российской стороны, то все три корабля будут сданы в течение 2012 года, что еще лучше.
Там же, на "Янтаре", заложены три фрегата (и заказаны еще три) проекта 1135.7 для российского флота. Это самую малость измененный проект 1135.6, который, в результате, послужит делу относительно быстрого насыщения российских морских сил хорошо освоенной платформой, отработанными "тружениками моря", которых им не хватает очень сильно.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции