Поведение окончательно легализовавшегося после "арабской весны" движения "Братья-мусульмане" в Египте напоминает действия джинна, который только что появился из бутылки и, осознавая свое могущество, старается не испугать пока никого своей силой.
"Братья" первоначально отказывались выдвигать своего кандидата на пост египетского президента, чтобы не вспугнуть боящийся исламизма Запад. Но всякий раз, когда гигант хоть немного поигрывал мускулами, все конкуренты ежились от страха и бессилия.
Сначала политическое крыло "Братьев" - Партия свободы и справедливости - чуть ли не играючи получило 47% на выборах в египетский парламент. Потом фактически взяло контроль над комиссией, готовящей новую конституцию Египта. А несколько дней назад "Братья" забыли о своем обещании и выдвинули второго человека в своих рядах - Хайрата аш-Шатыра - в президенты страны.
И вот уже на официальных приемах и местные, и посетители из-за границы буквально выстраиваются в очередь на поклон к этому могучему бородачу, лепеча такие комплименты, какие раньше предназначались только старшему сыну свергнутого президента Мубарака, считавшемуся до "арабской весны" без пяти минут президентом.
Лицом не вышел?
По своей внешности 62-летний Хайрат аш-Шатыр не вполне соответствует образу современного политика, как его себе представляют на Западе. Перед нами этакий исламско-египетский Микула Селянинович - тяжелый взгляд исподлобья, борода на грубо срубленном лице, могучие руки и простая одежда сельского труженика.
Но его западные собеседники стараются не судить по внешности. Американцы понимают - all politics is local, любая политика имеет успех, только когда строится на местных стандартах, стандартах избирателей. За аш-Шатыром люди чувствуют силу, власть, уверенность в себе. Он и его единомышленники как бы никуда не торопятся, решение выдвинуть его в президенты они приняли в конце марта, хотя выборы назначены уже на май. "Все равно выиграем" - именно такое спокойное послание они отправляют и своим гражданам, и окружающему миру.
Похоже, американские и европейские политики уже смирились с приходом "Братьев" к полной власти в Египте как с неизбежностью и стараются подбодрить себя разговорами об их "умеренности" и "прагматизме". О Хайрате аш-Шатыре говорит с восхищением сенатор-республиканец Линдсей Грэм, соратник и друг вечного критика России Джона Маккейна: "Это серый кардинал Египта! Очень впечатляющий человек!"
Газета "Нью-Йорк таймс" со ссылкой на анонимные источники пишет, что американские дипломаты даже вздохнули с облегчением, когда кандидатура аш-Шатыра все-таки была выдвинута. Почему? Да потому что в противном случае вполне реальной становилась победа салафиста Хазема Салаха Абу Исмаила.
Салафисты - самые ревностные хранители исламских аскетичных норм VII-VIII веков, они выступают против любых нарушений этих заветов со стороны современных мусульман. На счету салафистов - множество терактов, включая те, что были совершены в современных Чечне и Дагестане.
Так вот, в условиях демократии г-н Абу Исмаил быстро нарастил свой рейтинг до более чем 22%. Поэтому когда "Братья" выдвинули аш-Шатыра, американцы с радостью восприняли это. Может быть, как "меньшее зло", а может и с откровенной надеждой - Клинтон сказала, что верит в исламскую демократию, а успехи "Братьев" она не комментирует.
Но так ли уж все безоблачно? Да, Хайрат аш-Шатыр - современный бизнесмен-миллионер, его сеть компаний занимается, среди прочего, продажей программного обеспечения. Начинал он в 1960-е годы как социалист, но потом, разочаровавшись в советском опыте, выбрал путь "исламской рыночной экономики", вступив в 1974 году в ряды созданной еще в 1928-м организации "Братьев-мусульман".
Проведя при Мубараке за решеткой в общей сложности 12 лет, аш-Шатыр умудрялся руководить своим бизнесом из мест заключения, там же проводя встречи с будущими мужьями своих дочерей и рассуживая конфликты других членов "Братства". В то же время он входит в управляющие советы ряда других исламских организаций, которые, например, запрещают женщинам разговаривать с мужчинами по телефону (если, естественно, абонент - не муж).
К этому интересному семейному опыту у этих организаций добавляются и другие идеи - запрет женщине выходить на улицу без сопровождения родственников, запрет на алкогольные напитки на всей территории страны, дресс-код для иностранцев... Сегодня это пока не реальность, а всего лишь мечта, модель будущего. Но вектор движения указан. Аш-Шатыр уже сказал, что не намерен отделять религию от государства.
Варвар с "Твиттером"
В условиях "арабской весны" западные симпатизанты революций, свергших за один неполный год ряд светских режимов в исламском мире, столкнулись с потихоньку становящейся очевидной истиной: обладание современной техникой не гарантирует уход человека от варварства.
Пользование "Фейсбуком" и "Твиттером" вполне совместимо со средневековьем в голове; талибы в Афганистане с удовольствием используют интернет и мобильные телефоны при подготовке терактов. Современная техника тем и отличается от изобретений времен колониального периода, что не требует для своего использования знаний в математике, физике или химии, порой не нужны и иностранные языки.
Телефоном и интернетом может пользоваться даже девятилетний ребенок. И талибы тоже пользуются. Так же, как персонажи средневековых сказок, не задумываясь, использовали шапку-невидимку или меч-кладенец.
Я далек от того, чтобы обвинять западные правительства в подготовке переворота против Мубарака или против тунисского президента Бен Али. Протест вызрел в самом арабском обществе. Но вот в прогнозах о его направленности западные политики и особенно масс-медиа явно просчитались.
"Очень часто мы принимаем толпы исламистов за стройные колонны возмущенных либеральных демократов",- сказал мне на условиях анонимности дипломат крупной европейской страны, имевший возможность наблюдать революции в Йемене и Египте воочию.
Вот и получается, что, скажем, тот же Линдсей Грэм или его друг Маккейн верят "Братьям-мусульманам", но с огромным подозрением относятся к России, не видя никаких перспектив для сотрудничества с Кремлем, хотя последний, при всех недостатках, будет поближе к Европе, чем "Братья".
Почему так выходит, откуда такая слепота? Ответ следует искать не в "Братьях-мусульманах" (они как раз весьма последовательны), а в самом западном обществе.
Мир сам обманываться рад?
За последние годы вера в выборные процедуры и права человека неофициально обрела в Западной Европе и США статус новой светской религии. Выборы по схеме "один человек - один голос" в этой системе ценностей часто рассматриваются как панацея от всех бед, которая непременно приведет и к другим демократическим завоеваниям - образованию для всех, освобождению женщины.
"Как и многие верующие люди, западные демократы убеждены, что в глубине души люди всей планеты, включая египтян, только и мечтают, что о нашей либеральной демократии, - продолжает уже упомянутый мной европейский дипломат. - А если египтяне вместо этого мечтают жить так же, как первые мусульмане в средневековом арабском халифате, то это потому, что они просто не знают как следует западное общество".
Но в том-то и проблема, что многие египтяне, похоже, хотят совсем не европейской демократии, и многократные демонстрации преимуществ западного образа жизни на них не действуют. В совете из 50 членов парламента, который должен писать новую конституцию Египта, 25 мест получили "Братья-мусульмане", 11 - салафисты, 14 зарезервировано за светскими партиями и христианами. Последние в знак протеста вышли из конституционного совета - какой смысл быть статистами?
Правда, вместе с 50 парламентариями конституцию должны писать и 50 непарламентских экспертов, но у наблюдателей мало сомнений, что и среди них "Братья" будут играть первую скрипку, а салафисты - вторую.
Между тем тот же салафист Абу Исмаил предлагает следовать "иранской модели внешней политики", поскольку она обеспечивает "независимость от западных центров влияния". А взгляд "иранской модели" на Запад известен: США - большой Сатана, Израиль - малый Сатана... Похоже, прыжок в демократию в Египте может обернуться, в конечном счете, маршем на Восток, а не на Запад.
"Братья-мусульмане" пока что обещают сохранить мирный договор с Израилем. И на том спасибо - западные дипломаты обхаживают Хайрата аш-Шатыра, а США фактически полностью легитимировали в своем общественном мнении "Братьев", долгие годы считавшихся в американских масс-медиа чуть ли не террористической организацией.
На мировой арене появляется новый игрок. Но вот как он будет себя вести - большой вопрос. Французы, почитав писания живущего в Катаре духовного идеолога "Братьев" Юсефа аль-Кардауи, запретили ему неделю назад въезд во Францию. По мнению французского эксперта Александра дель Валля, проведшего независимую оценку выступлений аль-Кардауи, "святой отец", сыгравший огромную роль в свержении Мубарака, написал и наговорил на несколько лет тюрьмы за экстремизм - по крайней мере, в соответствии с французским законодательством.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции