МОСКВА, 4 апр - РИА Новости. Строительство взлетно-посадочной полосы на ледовой базе "Барнео", расположенной близ Северного полюса, завершено в среду после десяти дней работы, первый технический рейс привез на льдину инспектора для аттестации временного аэропорта, сообщает официальный блог экспедиции "Барнео-2012".
Арктическая ледовая база "Барнео-2012" будет работать с 1 апреля до конца месяца, на прошлой неделе авиагруппа экспедиции нашла подходящую льдину и приступила к работе по организации лагеря. Дрейфующая база "Барнео" ежегодно организуется на 89 градусе северной широты, примерно в 110 километрах от Северного полюса и на несколько недель становится главным центром исследовательской, туристической и спортивной деятельности в Арктике.
Взлетно-посадочная полоса на льдине готова к инспекции, после которой будет выдано разрешение на пассажирские рейсы, говорится в сообщении. В общей сложности на льдине за этот сезон должно побывать несколько сотен человек из полутора десятков стран, среди которых - ученые, туристы, спортсмены и путешественники.
"Первым техническим рейсом летит инспектор от Красноярского управления, который аттестует аэродром, принимает полосу, составляет акт, и только после этого дается разрешение на полеты... Подготовка российских летчиков для посадок на лед гораздо выше, чем у любых иностранных, но база "Барнео", организованная на плавучей льдине, юридически рассматривается как временный остров с российскими законами, а по ним мы не имеем право принимать самолеты до инспекции властей", - сообщил начальник ледовой базы "Барнео" Александр Орлов в интервью компании ВГТРК.
Первый рейс отправился на "Барнео" в среду, сразу после сообщения о готовности ледового аэродрома.
"В этом году произошла довольно большая задержка, полосу строили десять дней... Впервые за последние 11 лет такая история, и это связано с погодой - зима пришла в Арктику только после Нового года, и нам долгое время не удавалось найти подходящую льдину для полосы", - сказал Орлов.
По его словам, обычно взлетно-посадочную полосу для базы предпочитают строить на "речках" - участках ровного льда в тех местах, где льдины расходятся, однако в этом году эти удобные полигоны не успели замерзнуть. В итоге, по словам Орлова, полосу пришлось строить на "старой" льдине, которой больше двух лет. Она надежна, однако преподносит неприятные сюрпризы на этапе строительства: неровности, скрывавшиеся под метровым слоем снега, нужно было "срабатывать" вручную.
"Когда снимали снег, находили под ним неожиданные препятствия уже на самом льду, которые трактор не берет... Самолеты наши садятся на шасси, а не на лыжи, и им нужна твердая основа, поэтому полярники ровняли трещинки и намерзший лед вручную, затем подсыпали снег и сглаживали полосу", - рассказал начальник ледовой базы.
Главной трудностью при работе на льдине остается погода, отметил Орлов. На момент начала строительства температура воздуха на льдине достигала минус 41 градуса по Цельсию, сейчас потеплело примерно до минус 30.
"С Арктикой надо обращаться только на "Вы". Со времен Папанина технологии ушли очень далеко, но отношение к погоде осталось прежним, с ней ничего не поделаешь", - сказал он.
Россия - единственная в мире страна, которая регулярно организует базы на дрейфующем льду. Первая в мире дрейфующая станция "Северный полюс-1" была высажена на льды Центрального полярного (ныне Арктического) бассейна 21 мая 1937 года. В этот день на льдину вблизи Северного полюса самолетами Высокоширотной воздушной экспедиции были доставлены начальник станции Иван Папанин, геофизик Евгений Федоров, гидролог Петр Ширшов и радист Эрнест Кренкель. Предвоенные и военные годы прервали этот цикл исследований, но с начала 1950-х годов они были продолжены. C этого момента дрейфующие станции работали в Арктике достаточно регулярно до 1991 года, затем, после 12-летнего перерыва, с 2003 года по сей день.
В данный момент действует станция "Северный полюс-39" (СП-39), второй состав полярников попадет туда с пересадкой на "Барнео-2012" в начале апреля.