1 апреля исполняется 10 лет с тех пор, как в 2002 году в Нидерландах впервые в мире была введена в легальную медицинскую практику эвтаназия.
В переводе с греческого "эвтаназия" - это "благая смерть". Впервые термин был использован в XVI веке английским философом Фрэнсисом Бэконом для обозначения "легкой", не сопряженной с мучительной болью и страданиями смерти, которая может наступить и естественным путем.
В XIX веке эвтаназия стала обозначать "умерщвление пациента из жалости". В годы третьего рейха в фашистской Германии множество психически больных и некоторых неизлечимых больных подвергли принудительной "эвтаназии" (смертельный укол).
Со второй половины XX века в мире вновь развернулась дискуссия вокруг легализации эвтаназии уже из соображений гуманности. Однако мировое сообщество в целом не поддержало подобное понимание гуманности в отношении больных. Законодательства практически всех стран мира солидарны в том, что с правовой точки зрения эвтаназия недопустима.
Первой в мире страной, легализовавшей активную эвтаназию (осуществление действий по ускорению смерти человека с его согласия), стали Нидерланды.
Впервые вопрос о легализации умерщвления безнадежных больных из милосердия в стране начали рассматривать в 1970-е годы. В 1993 году здесь был издан специальный список из 12 обязательных пунктов, который и был положен в основу закона об эвтаназии. 1 апреля 2002 года закон официально вступил в силу.
Согласно закону, смертельная процедура может быть применена к больным не моложе 12 лет и осуществлена только по требованию пациента, если будет доказано, что его страдания невыносимы, болезнь неизлечима, и врачи не могут ничем помочь. При этом обязательно требуется повторное согласие самого пациента. Решение уполномочены выносить как минимум два врача, а в случае сомнения дело будет рассматриваться прокуратурой. Врачи также подпадают под контроль специальных комиссий из экспертов по медицине, праву и этике.
Бельгия стала второй в мире страной, где легализовано медицинское содействие смерти неизлечимых тяжелобольных. Соответствующий закон вступил в силу в сентябре 2002 года.
Согласно закону, врач, исполняющий эвтаназию, не совершит отступления от него в том случае, если его пациент переживает "постоянное и невыносимое физическое или психологическое страдание" вследствие "случайного заболевания или неизлечимой патологии", из-за которых он находится в "безвыходной медицинской ситуации".
Врач обязан быть уверенным, что его пациент - совершеннолетний и способный к принятию собственного решения. Просьба об эвтаназии должна быть сформулирована "добровольно, продуманно и неоднократно".
Люксембург стал третьей страной ЕС, легализовавшей эвтаназию. Соответствующий закон вступил в силу в марте 2009 года. Согласно закону против врачей, помогающих своим пациентам уйти из жизни, нельзя применять меры уголовного наказания, а также возбуждать гражданские дела в суде.
В США активным сторонником легализации эвтаназии являлся Джек Кеворкян, больше известный под прозвищем Доктор Смерть.
Кеворкян пришел к убеждению в этичности эвтаназии в тех случаях, когда больному уже нельзя помочь, а страдания его не стоят того, чтобы продолжать жить. В 1989 году сконструировал "машину самоубийства" (Mercitron) - систему подачи анальгетиков и токсичных препаратов в кровь, для тех пациентов, которые не способны были покончить с собой иными способами. Первый пациент, страдавший болезнью Альцгеймера, покончил с собой с помощью такой машины 4 июня 1990 года. С 1990-го года Кеворкян, по его собственному признанию, помог расстаться с жизнью 130 пациентам.
Идеи Кеворкяна были осуждены врачебным сообществом и властями США. В 1991 году он был лишен лицензии на занятия медицинской практикой, а затем подвергся судебному преследованию. Кеворкян был приговорен к 25-летнему тюремному сроку за убийство неизлечимого больного. В июне 2007 года после семи лет тюрьмы он был отпущен на свободу в связи с плохим состоянием здоровья. В июне 2011 года Кеворкян скончался.
В США эвтаназия официально разрешена в штатах Орегон и Вашингтон. В Орегоне эвтаназия была легализована в 1998 году, в Вашингтоне - в 2009 году (5 марта). В обоих случаях решение было принято на референдумах.
Смертельно больным людям прописывается яд, который они должны принять самостоятельно.
Попытки принять аналогичные законы еще в 13-ти штатах провалились, в некоторых случаях сторонники эвтаназии лишь незначительно уступили ее противникам (например, в штате Мэн против легализации самоубийств высказались 51% участников референдума, за - 49%). В Орегоне и Вашингтоне существуют достаточно жесткие требования к желающим прибегнуть к эвтаназии. По меньшей мере, два независимых врача должны подтвердить, что эти люди неизлечимо больны. Пациенты, желающие умереть, должны в устной и письменной форме в присутствии свидетелей заявить о своем желании уйти из жизни. Через 15 суток, необходимых для того, чтобы человек мог пересмотреть свое решение, этот запрос должен быть повторен. Врачи обязаны сообщить подобным больным обо всех возможных альтернативах. Кроме того, с больными имеют право общаться религиозные деятели (все основные религии выступают против добровольного ухода из жизни).
В последние годы в США были предприняты попытки ввести эвтаназию в рамки федерального законодательства. В 2001 году генеральный прокурор США подписал директиву, которая устанавливала, что врачи, которые помогают неизлечимо больным людям совершить самоубийство, будут привлекаться к уголовной ответственности в контексте закона, который регулирует правила обращения с ядами. В 2006 году Верховный Суд США признал эту директиву незаконной.
В Швейцарии эвтаназия запрещена, но врач может помочь безнадежно больному человеку уйти из жизни: доктор может дать больному препарат, который тот должен ввести себе самостоятельно.
Существующее законодательство Швейцарии по эвтаназии простое и весьма либеральное: по нему эвтаназия разрешается при условии, что участники процесса не имеют личной заинтересованности в смерти конкретного человека и не получают от этого материальной выгоды. Отсутствие в этой стране более детального и строго закона по эвтаназии обычно объясняют тем, что здесь распространено представление о том, что право решить, как уйти из жизни, - это личное дело каждого, и государство не должно в это вмешиваться.
В этой стране действуют различные организации, помогающие людям уйти из жизни, такие как Dignitas (Достоинство) и Exit (Выход).
В мае 2011 года жители швейцарского кантона Цюрих проголосовали за легализацию эвтаназии для неизлечимо больных - не только граждан Швейцарии, но и туристов, приезжающих в страну.
В ряде стран разрешена пассивная эвтаназия, при которой не оказывается медицинская помощь с целью ускорения наступления естественной смерти, прекращается борьба за жизнь пациента. Этот вид эвтаназии был впервые узаконен в 1976 году решением Верховного суда Калифорнии (США), где после референдума 1977 года был принят закон "О праве человека на смерть", по которому неизлечимо больные могут попросить отключить реанимационную аппаратуру.
Закон, согласно которому пациенту можно "не препятствовать умереть" действует и во Франции.
В декабре 2006 года в Израиле вступил в силу закон, разрешающий смертельно больным людям отказываться от искусственного поддержания жизнедеятельности. Закон распространяется на больных, которые даже при надлежащем лечении смогут прожить не более полугода, и подтверждает запрет на эвтаназию - активное содействие в уходе из жизни.
Пациент, подпадающий под критерии закона, вправе запретить врачам предпринимать действия реанимирующего характера, включая принудительную подачу кислорода и питательных растворов, электрошок, хирургическое вмешательство. Если больной не в состоянии самостоятельно высказать свою волю, врачи могут руководствоваться заранее составленным завещанием или действовать по решению опекунов и ближайших родственников, получивших от пациента соответствующие полномочия.
В апреле 2010 года министерство здравоохранения Швеции заявило, что пациенты в Швеции могут требовать отключения от аппаратов жизнеобеспечения.
Ранее шведское медицинское общество обратилось к властям с просьбой прояснить правовую ситуацию вокруг эвтаназии, так как один закон позволяет шведским пациентам самостоятельно решать, когда прекратить лечение, а другой закон относит эвтаназию, например, отключение систем поддержки жизнедеятельности, к наказуемым деяниям.
Ведомство пояснило, что, "если пациент не желает, чтобы были начаты или продолжались меры по поддержанию жизни, врач обязан уважать его желание".
Право отключения от аппаратов жизнеобеспечения получили тяжелобольные или неизлечимые пациенты, а решение о прекращении поддержания их жизни должны принимать медики.
В июне 2010 года апелляционный суд Германии постановил, что отключение от аппаратов, поддерживающих жизнь умирающих больных, при их личном согласии, не является уголовным преступлением.
Это решение не касается активной эвтаназии, то есть прямого умерщвления пациента по его просьбе - такие действия в Германии по-прежнему квалифицируются как преступление и наказываются лишением свободы сроком до пяти лет.
Легализовано лишь отключение устройств, искусственно поддерживающих жизнь смертельно больных, и только в том случае, если они четко дали на это свое согласие.
В России федеральный закон от 21 ноября 2011 года "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" запрещает медицинским работникам "осуществление эвтаназии, то есть ускорение по просьбе пациента его смерти какими-либо действиями (бездействием) или средствами, в том числе прекращение искусственных мероприятий по поддержанию жизни пациента" (статья 45).
(Дополнительный источник: ИА "Washington ProFile", 13.03.2009, №13 (958)
Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников