История создания европейского фарфора драматична для его первооткрывателей и суперприбыльна для тех, кто сообразил инвестировать в его производство, ведь изделия из фарфора в прямом смысле продавали на вес золота - в соотношении один к одному. Так, удельные немецкие князья строили экономику своих владений на производстве и продаже этого вида керамики как наиболее прибыльном бизнесе, а модницы оправляли черепки и кусочки фарфора в золото и носили их на золотой же цепочке.
Что же до первооткрывателей - а китайцы столь усердно хранили секрет создания фарфора, что талантам Старого Света фактически пришлось изобретать технологию заново, - то в Европе их просто держали в крепости без права переписки или сажали на цепь, как это было в России.
Но шло время, появился метод химического анализа вещества, и секретом фарфора овладели уже целые государства, а сам он перестал быть чем-то экзотическим. Сегодня фарфор можно купить в любой стране, где его производят, но старинные или высокохудожественные изделия и в настоящее время высоко ценятся специалистами и стоят больших денег.
Китайский секрет
Около 2 тысяч лет назад, с созданием печей высокотемпературного обжига (1,4 тысячи градусов) при ограниченном доступе воздуха, в Китае впервые был получен протопорцелан, который является переходной фазой от керамики к фарфору. В 620 году нашей эры китайские мастера впервые получили уже настоящий фарфор, отличающийся от керамики тем, что он не пропускает ни воздух, ни воду, в тонком своем слое просвечивается, а при ударе деревянной палочкой издает характерный высокий звук. Секрет производства был не столько в технологии изготовления, сколько в составе исходной смеси, и за его разглашение полагалась смерть. Потому-то секрет китайского фарфора так и остался в Китае. Впрочем, в наши дни его оглашение уже не смертельно.
Кроме кварца и полевого шпата, в состав смеси на 50% входит особая белая глина - каолин. Кстати, ее название связывают с легендарным буддийским монастырем Шаолинь, в непосредственной близости от которого впервые были обнаружены крупные месторождения белой глины. Сами китайцы высоко ценили фарфор и называли его "белым золотом", говоря о нём, что "он тонкий, как бумага, звонкий, как гонг, и чистый, как небо после дождя".
Неутомимый венецианский путешественник, купец и автор "Книги о разнообразии мира", Марко Поло, попавший в Китай в конце XIII века, был первым из европейцев, кто описал фарфор и его замечательные свойства. В XVI веке на южное побережье Поднебесной с целью ведения торговли прибыли первые португальские купцы, получившие прозвище "длинноносые" (в сравнении с местными жителями европейцы и вправду обладали более длинными носами), которое позднее распространилось на всех прибывающих в Китай иностранцев. Так вот эти длинноносые португальцы, а позднее испанцы, голландцы и англичане, повезли в Европу фарфор, другие предметы искусства и быта, а в королевских домах Европы наступил период увлечения всем китайским. Во дворцах того времени было очень модно иметь китайские кабинеты, непременным атрибутом которых были и изделия из очень дорогого фарфора. Секрет его производства лишил сна многих европейских монархов…
Европейский фарфор
Первыми, кому в Европе удалось методом проб и ошибок самостоятельно открыть состав фарфора, были немецкий философ и математик Эренфрид Вальтер фон Чирнхаус и алхимик и аферист Иоганн Фридрих Бёттгер. Последний в присутствии свидетелей и понятых при помощи особого порошка умудрялся золотить серебряные монеты и превращать ртуть в золото. За эти малости курфюрст Саксонии Август Сильный пожаловал Бёттгеру титул барона и поручил ему наладить производство золота из ртути в промышленных масштабах. Однако выполнение "госзаказа" у алхимика как-то не шло. В результате барон был посажен под стражу, где и провел три года, пока его не отдали под начало владельца стекольного завода Чирнхауса отрабатывать повинность. Союз этих двух неординарных личностей дал свой результат. Чирнхаус занимался минералогией и искал в Саксонии различные месторождения природных ископаемых, а Бёттгер сидел в крепости и проводил с ними различные эксперименты.
В 1705 году опыты увенчались успехом - Бёттгеру удалось получить из местной красной глины первый европейский фарфор, правда, он был совсем непохож на китайский, поскольку был абсолютно непрозрачен. Четыре года усилий - и на свет явились белые полупрозрачные неглазурованные пластины, так называемый твердый фарфоровый бисквит, уже превосходящий по своим свойствам мягкие сорта китайского фарфора. На основе лаборатории Бёттгера в 1710 году была основана Мейсенская мануфактура - первая в Европе, а вот изобретатель фарфора так до конца своих дней и пробыл в крепости в качестве узника.
Мейсенский фарфор мгновенно стал предметом наивысочайшего спроса в Европе. Был даже момент, когда 40% продукции мануфактуры уходило в Россию - на столы Екатерины Великой, князей Строгановых и Юсуповых. С 1722 года каждое изделие мануфактуры стали отмечать скрещёнными синими мечами - эмблемой саксонского фарфора, до сих пор наносимой кобальтовой краской вручную.
Вслед за немцами секретом производства фарфора овладели в соседней Австрии, где в 1718 году во дворце Леопольдштадт в городе Аугартен, что недалеко от Вены, открылась вторая фарфоровая мануфактура в Европе. По указу императора Карла VI Клаудиусу Инноцентусу дю Паркье было дано исключительное право на изготовление фарфора в землях австрийской короны. В 1726 году к производству фарфора "под Китай" - с росписью синим кобальтом - приступили и в шведском Рёрстранде.
Русская история
Изобретателем русского фарфора стал Дмитрий Виноградов. Как это часто бывает с талантливыми людьми всех времен и народов, свой жизненный путь Дмитрий Иванович закончил в кандалах.
С детства обладая уникальными способностями, Виноградов был определен в Славяно-греко-латинскую академию в Москве, из которой 12 лучших учеников в 1735 году были направлены в Петербургскую Академию наук. На следующий год трех лучших учеников Академии, в числе коих оказались Дмитрий Виноградов и Михаил Ломоносов, направили на учебу в Марбургский университет, где им надлежало изучать химическую науку, горное дело, естественную историю, физику, геометрию, механику, гидравлику и гидротехнику.
В феврале 1744 года Виноградов вернулся в Россию и по указу императрицы Елизаветы Петровны был направлен на только что основанную под Петербургом порцелиновую мануфактуру. Кстати, слово "фарфор" происходит из арабского языка и означает "императорский", в Европе же фарфор именовали порцелином, как и ископаемую обожженную глину. К тому времени фарфор в Старом Свете уже производился на трех мануфактурах, стоил баснословных денег, а секрет его производства составлял государственную тайну.
Свою деятельность Виноградов начал с проведения огромного числа экспериментов - необходимо было создать не только рецепт фарфора и подобрать режим обжига, но и разработать глазурь для росписи фарфоровых изделий. Первые удачные образцы были получены им в 1746 году, а самый ранний предмет, изготовленный самим Виноградовым и сохранившийся в Музее порцелиновой мануфактуры, датирован 1748 годом. Как оказалось позднее, качество виноградовского фарфора ничем не уступало мейсенскому.
Начиная с малых форм - табакерок, чашек и т.д., завод постепенно переходил на производство чайных и столовых сервизов, фигурок людей и животных, ваз и вазонов. Хотя производство и популярность изделий мануфактуры только росли, условия работы Дмитрия Ивановича ничуть не изменились. Более того, чтобы избежать утечки информации, Виноградова посадили на цепь и определили ему постоянный надзор. В таких условиях ученый и работал до самой своей смерти в 1758 году. От роду ему было всего 38 лет. Где похоронен человек, открывший секрет российского фарфора и создавший его производство в России, до сих пор не установлено.
Со вступлением на российский трон императрицы Екатерины II порцелиновая мануфактура была реконструирована и стала именоваться Императорским фарфоровым заводом.
Познакомиться с историей Императорского фарфорового завода, уникальными экспонатами, пройти мастер-класс по росписи можно на заводе, расположенном на берегу Невы, на том же самом месте, что и 268 лет назад. Правда, это уже не пригород, а окраина Санкт-Петербурга.
Музей при заводе был учрежден указом императора Николая I по случаю 100-летия основания порцелиновой мануфактуры в 1844 году. К его открытию была изготовлена дверь со вставками из фарфора и созданы сервизы в так любимом императором готическом стиле. Тогда же появилась традиция не только показывать собрание музея именитым гостям, но и проводить для них мастер-классы. При Николае I фарфор, изготовленный на заводе, начали клеймить двуглавым орлом, а на изделия, предназначенные для царского двора, ставить монограмму правившего монарха.
В годы царствования Николая II (1894-1917) была создана серия "военных тарелок" с изображением войск в мундирах времени Александра III и скульптурная серия "Народы России".
Всего в экспозиции музея хранится свыше 30 тысяч экспонатов отечественного и западноевропейского фарфора, керамики, стекла, редких изданий по фарфору и рисунков, в том числе изделия, на которых стоит метка самого Дмитрия Виноградова, замечательные образцы мейсенского фарфора из Большого сервиза ордена Андрея Первозванного, состоявшего из нескольких сотен предметов, образцы выпуска берлинской мануфактуры, фарфор из Франции, Австрии и т.д.
В разделе, посвященном русскому фарфору в период его расцвета с 1762 по 1801 годы, представлены заказанные Екатериной II роскошные сервизные ансамбли "Арабесковый", "Яхтинский", "Кабинетский", насчитывающие до тысячи предметов. Последним набором XVIII века был сервиз, заказанный Павлом I в свою новую резиденцию - Михайловский замок. Им был сервирован стол в канун гибели императора.
При Александре I появился так называемый гурьевский фарфор в стиле ампир, с его характерной красной глазурью и золочением.
После Октябрьской революции предприятие было национализировано и переименовано в Государственный фарфоровый завод (ГФЗ), а его мастера начали работать в новом стиле росписи - агитационный фарфор стал революционным по содержанию и идейным по форме. Этот период, пожалуй, стал одним из самых примечательных в истории декоративно-прикладного искусства Советской России. Меж тем с фарфором 20-х годов связаны имена Кустодиева, Петрова-Водкина, Малевича и Кандинского.
В начале 70-х годов прошлого столетия на заводе, который с 1936-го именуется уже Ленинградским фарфоровым, началось производство изделий из костяного фарфора, отличающегося особой белизной и теплым цветом. Толщина стенок у таких образцов не превышает двух миллиметров. Кстати говоря, Императорский фарфоровый завод (в 2005-м ему вернули историческое название) остается на сегодняшний день единственным предприятием в России, выпускающим костяной тонкостенный фарфор. А классические формы и филигранная роспись изделий ставят их в разряд коллекционных.
Во время экскурсии можно своими глазами увидеть превращение фарфоровой массы в произведение искусства. Узнать, как происходит отливка изделия, обжиг и как наносится ручная роспись. Кстати, во время производства, фарфор дважды проходит процесс обжига: первый раз при температуре 800 градусов, а второй - при температуре 1200. При нанесении красок необходимо учитывать, что они частично меняют свой цвет, а кроме того, фарфор дает 14-процентную усадку. Но это тонкости…
Полюбоваться
Императорский фарфоровый завод расположен у Володарского моста через Неву, по дороге на КАД на проспекте Обуховской обороны, дом 151. Визит на завод можно совместить с поездкой в Пушкин, Павловск, Стрельну или Петергоф.
Экскурсия по Музею фарфора длится около часа, время работы музея с 10.30 до 17.00, выходной день понедельник, а стоимость входного билета составляет скромные по нынешним временам 60 рублей, вход же в галерею современного искусства и вовсе свободный.
Алексей Хованов