Едва вынырнув из Марианской впадины, Джеймс Кэмерон приехал в Москву, чтобы объяснить российской публике, зачем заново смотреть "Титаник" - теперь в 3D-версии, а заодно рассказал РИА Новости, к чему семейному человеку, отцу пятерых детей понадобилось лезть так глубоко в воду, и какое кино заставляет плакать человека, придумавшего одну из самых слезоточивых сцен в истории кинематографа. Вопросы задавала Ольга Гринкруг.
- Вам "Титаник" за столько лет еще не надоел? Никогда не хотелось о нем забыть?
- Забыть - нет. Меня всегда невероятно увлекал этот сюжет с его мириадами поворотов и подробностей. Я совершил в общей сложности 33 погружения к кораблю, и каждый год, 14 апреля, в 11 часов 40 минут - то есть, в тот самый момент, когда "Титаник" столкнулся с айсбергом, я в полном одиночестве поднимаю бокал за всех, кто там был, - за офицеров, команду и пассажиров. За погибших и за выживших - потому что им пришлось потом нести на себе груз воспоминаний. Для меня это очень важная, очень личная история.
- Как вам пришло в голову выпустить фильм повторно, в новом формате?
- Конвертацию в 3D я задумал еще в 2005 году. Я же человек, в сущности, простой: произвел эксперимент над одной сценой, мне понравилось, я захотел увидеть, как получится весь фильм. Просто тогда во всем мире насчитывалось не более 80 цифровых кинотеатров, у нас просто не могло быть жизнеспособной бизнес-модели. Я стал убеждать людей, отвечающих за кинопоказ, что будущее - именно за 3D. Некоторые из них прислушивались ко мне, но их было мало. Тем не менее, кинотеатры понемногу начали строить, а фильмы в 3D понемногу начали снимать. И к тому моменту, когда вышел "Аватар", залов оказалось как раз достаточно для того, чтобы фильм оказался успешным. За ним последовали "Алиса в стране чудес" и "Как приручить дракона" - и за каких-то полгода 3D-революция стала реальностью. И вот когда это произошло, я отправился к продюсерам и предложил, наконец, взяться за конвертацию, о которой мы говорили столько лет. Но, разумеется, поскольку речь шла о первом фильме, собравшем больше миллиарда долларов, о картине, получившей 14 номинаций на "Оскар" и выигравшей из них 11, мы не могли удовлетвориться какой-нибудь скорострельной дешевкой. Мы долго искали компанию, способную за это взяться, делали тесты. На весь процесс потребовалось больше года - 300 специалистов денно и нощно бились над "Титаником" 60 недель. Конвертация отняла больше времени, чем съемки! Именно поэтому я не понимаю людей, которые сейчас, имея в своем распоряжении 3D-технологии, снимают сначала в 2D, а потом добавляют стереоэффект на стадии постпродакшна.
- Каково это было - снова оказаться на премьере картины, за которую уже собраны все мыслимые "Оскары"?
- Нет большего удовольствия для режиссера, чем видеть, как люди смотрят фильм так, как это было задумано: в темном зале, где никакие блэкберри, смс и рабочие звонки не отвлекают от происходящего на экране. В "Титанике" же за первые два часа почти ничего не случается - просто развиваются отношения между людьми. Но после того как мы перевели фильм в 3D, появилась возможность гораздо сильнее сопереживать героям - это стало полным сюрпризом даже для меня самого. 3D позволяет почувствовать, что ты присутствуешь непосредственно на месте событий. Кроме того, c тех пор, как "Титаник" покорял зрителей - и прежде всего зрительниц - всей планеты, успело вырасти целое новое поколение, и мы бы хотели, чтобы оно тоже пережило то, что переживали зрители в 97 году. Вдобавок, мы снимали фильм в нарочито классической манере, и сегодня он смотрится даже лучше, чем тогда. Конвертация - по сути, второе рождение фильма. Но мы ничего в него не добавляли, не поменяли ни единого кадра!
- Как Ди Каприо отреагировал на возрождение "Титаника"?
- Мы с Лео отлично ладили во время съемок, но потом не общались - возможно, потому, что он как раз хотел от "Титаника" дистанцироваться. Мы снова встретились совсем недавно, в Австралии - я показал ему 18 минут 3D-версии, он порадовался. Я бы с удовольствием поработал еще раз и с ним, и с Кейт Уинслет - если, конечно, придумаю для них достаточно интересные роли. Теперь они все-таки большие звезды, на все подряд не соглашаются!
- Вы настаиваете на том, что "Титаник" надо непременно смотреть в кинозале. Неужели вы совсем не смотрите кино дома?
- Смотрим, еще как! В нашей семье это целая история. Мы сами делаем попкорн и часами дискутируем о том, что смотреть. Каждый из детей имеет свое мнение - а их пятеро, и возраст у них - от 5 до 22. Приходится ждать, пока все не договорятся. В мои времена, конечно, было сложнее - тогда ведь не существовало ни кассет, ни дисков, невозможно было принести фильм домой и спокойно его пересматривать столько раз, сколько влезет. И, тем не менее, на "Космическую одиссею 2001" я умудрился попасть 18 раз! Именно она убедила меня в возможностях кинематографа.
- Плакать в кино тоже случается?
- Не знаю насчет плакать - но всякий раз, как в 2 часа ночи на кабельном канале мне попадается "Тонкая красная линия" Терренса Малика, я всегда ее смотрю. Нет фильма, который глубже передавал бы ужасы войны.
- Что вы искали на дне Марианской впадины?
- Мне не интересно браться за дело, если в нем нет вызова, если я не смогу в процессе раздвинуть границы возможного. Я сейчас говорю и о съемках, и о научных экспедициях. Я вообще в молодости собирался заниматься наукой, поступил на физический факультет, но быстро понял, что не справляюсь с вычислениями и вообще хочу рассказывать людям истории. Но любопытство никуда не делось. Мне всегда нужно увидеть то, чего больше никто не видел - и по возможности показать это на киноэкране. Тем более, что человечество использует океан как кормушку и как помойку, но толком его не изучило. В ходе последнего погружения я обнаружил три абсолютно неизвестных вида морских животных - и, полагаю, их там еще очень много. Мне будет, что показать миру - кстати, все съемки в нынешней экспедиции ведутся, разумеется, в 3D.