Дмитрий Косырев, политический обозреватель РИА Новости.
Было бы неосторожным утверждать, что в качестве президента России Дмитрий Медведев только что завершил свою последнюю зарубежную поездку (в Индию, на саммит БРИКС). Но если говорить о крупных и заранее запланированных международных форумах, то да - таковых до ухода Медведева с президентского поста больше не ожидается. И надо признать, что саммит в Дели получился эффектным - стало очевидно, что БРИКС растет и развивается стремительно, он может даже стать "организацией", так что в целом третий президент России очень неплохо завершает свою деятельность на внешнеполитическом направлении.
Экономический акцент
И страна-организатор, и прочие участники нынешнего - четвертого - саммита Бразилии, России, Индии, Китая и Южной Африки старались показать, что встреча их носит преимущественно экономический характер.
Вообще-то можно было бы сказать, что ключевая тема саммита - совместная позиция пяти лидеров мирового экономического роста по Сирии, по неразрывно связанному с Сирией Ирану и так далее. Но сейчас, в день завершения встречи, гораздо больше известно о позиции саммита по экономическим вопросам.
Приняты решения о возможном кредитовании друг друга в национальных валютах, а также - по поводу увеличения взносов и квот (то есть укрепление роли "пятерки") в МВФ. Смысл происходящего: страны БРИКС продолжают помогать друг другу в деле плавного перехода к мировой многовалютности, и вообще укрепляют свои позиции. Пока что - в рамках финансовой "двадцатки" стран, решающих в нашем мире, в общем, все.
Были и новые идеи сотрудничества, которые решено "изучить". Важно, что поток таких идей нарастает, с каждым годом выявляется все больше того, что наши страны могут делать вместе. В общем, это проявление успеха самой идеи БРИКС.
Господина Рубини просят не беспокоиться
Тут самое время слегка позлорадствовать. Дело в том, что "топить БРИКС" - это даже в России целая индустрия, примерно такая же, как индустрия предсказаний краха Китаю. И вот в январе этого года, накануне очередного Всемирного экономического форума в Давосе, Нуриэль Рубини высказался на тему того, что Россию надо - по экономическим и политическим причинам - вычеркнуть из БРИКС.
А Рубини, между прочим, это человек - или один из тех людей - который придумал само сокращение "БРИК" (тогда - без "С", то есть без Южной Африки) для обозначения стран, которые лидируют в экономическом росте, пока США и ЕС показывают все признаки системного кризиса.
Еще есть мнение, принадлежит публицисту Джеймсу Траубу из США, что лучше бы этого БРИКС вообще не было, а вместо него была бы "расширенная ИБСА". Это те же Индия с Бразилией и Южной Африкой (которые и вправду встречаются еще и втроем), а если к ним присоединить Турцию с Индонезией - будет ИБСАТИ.
Почему? Потому что страны ИБСА - это "уважаемые демократии", Турция и Индонезия - тоже, а вот эти Россия с Китаем...
Дело здесь не в том, насколько демократичны турки или бразильцы, и не в том, что если воспринимать всерьез деление стран на "демократии" и "автократии", то можно навсегда распрощаться с надеждами понять хоть что-нибудь в нашем мире.
Тут главное - в полном и подчас искреннем непонимании множеством людей того, что вообще такое БРИКС.
Например, есть масса желающих напомнить о застарелом взаимном недоверии Индии и Китая после войны 1962 года (Правда, как тогда быть с ростом индийско-китайской торговли, превысившей уже 60 миллиардов долларов? С тем, что Китай стал главным торговым партнером Индии?)
Или можно недоуменно поднять брови: а что тут делает Южная Африка? Или поразмышлять насчет того, что пять стран физически далеки друг от друга, и образовать региональный торговый блок из них нельзя. И далее делается классический и весьма ошибочный вывод: если я не вижу, что сближает БРИКС, значит, БРИКС долго не проживет.
Но в том-то и дело, что разные экономические реалии, или темпы роста, или споры и противоречия не только не мешают существованию БРИКС - они его цементируют. Они и есть причина, по которым БРИКС создавался и рос, сначала на основе как раз "спорящего" индо-китайско-российского "треугольника", называвшегося РИК. А уже потом к нему в 2006 году потянулись бразильцы, далее южноафриканцы, и, кстати, возникли новые желающие, о чем в Дели накануне саммита ходили весьма оживленные разговоры.
БРИКС и не планировался как экономический или политический блок одинаковых или равных. БРИКС - всего-то навсего механизм консультаций высших лидеров пяти государств с целью не мешать друг другу развиваться и наращивать влияние на международной арене. "Не толкать друг друга локтями" - таков мог быть девиз БРИКС, этого своего рода пакта о ненападении.
Ну, а что касается Нуриэля Рубини, то не он создавал БРИКС, и не ему решать, кого оттуда вычеркивать. А за название ему искреннее спасибо.
Общность воззрений
Но все-таки - действительно ли БРИКС антиамериканская (или антиевропейская) организация, которая по заслугам вызывает ярость "закатывающихся" центров мирового влияния? А это смотря в каком смысле. В любом случае следует избегать классической ошибки многих российских "экспертов", которые воспринимают весь проект как сплошной вызов врагам: "нас три миллиарда, нам нет преград".
Нетрудно увидеть, что экономические шаги БРИКС очень аккуратны и ставят целью лишь привести нашу роль во вполне "западной" системе мировых отношений в соответствие с ростом своих экономик. А вот по части общности политических воззрений - тут интереснее и сложнее.
Дело даже не только в том, что все пятеро находятся в переходной стадии и ведут активные внутренние дискуссии (что ощущалось, скажем, в Дели, где я провел неделю накануне саммита). И не в том, что все это и правда очень разные страны. Но общее у них было до создания БРИКС в 2006 году и остается сейчас.
Общая позиция пяти стран по Сирии была первой попыткой выйти за рамки экономической координации в поле борьбы идей и подходов. Удалось? Как сказать. Осенью прошлого года была достигнута договоренность - голосовать солидарно по всем сирийским резолюциям в ООН и не только. Но с поправкой: опираясь на позицию Лиги арабских государств.
И тут постепенно стало ясно, что как раз Лига-то и давит Сирию больше всех, чтобы навредить ее союзнику Ирану. Так вот, выражать негодование Америкой - это сейчас всякий может, но бороться с арабами... Нечто новое и непонятное.
Итак, солидарности БРИКС хватило ненадолго. Настал, причем скоро (к новогодним праздникам), момент, когда трое из пяти - Индия, Бразилия и ЮАР - ушли в нейтралитет по Сирии, оставив нас с Китаем.
Что же показал саммит в Дели? Для начала - что изначальные позиции пяти стран по Сирии не изменились, для нас всех это обычная гражданская война, которую и останавливать надо обычными средствами: никакого внешнего вмешательства, перемирие и переговоры ради компромисса.
Сказано на эту тему на итоговой пресс-конференции немного - в основном о необходимости политического урегулирования и диалога, а также выражена поддержка сирийской миссии Кофи Аннана. Примерно то же - об Иране. Подробности прочих договоренностей - кто как будет голосовать - будут, очевидно, всплывать позже.
Как объяснили мне в делийском IDSA (Институт оборонных и стратегических исследований), пока Китай и Россия голосуют в ООН как прежде, остальные трое могут позволить себе какую угодно позицию. Но Индия получает примерно 80% своего импорта нефти от монархий Залива, а 20% от Ирана. Это не та ситуация, когда можно выбирать ту или иную сторону. Нужны обе. Выход только один - мир в Сирии, с учетом того, что режим там отнюдь не проигрывает войну.
И последнее. Подводя итоги делийскому саммиту, Дмитрий Медведев сказал, что БРИКС будет преобразовываться "во влиятельную международную организацию", причем это позиция не только России, а всех пятерых.
А ведь это - сенсация. О какой организации речь? Ясно, что не региональной, как ЕС или АСЕАН. А тогда остается нечто иное - клуб новых мировых лидеров. Нечто, по влиянию способное когда-нибудь сравняться с тем, что было у влачащей ныне жалкое существование бывшей "большой" восьмерки. Конечно, Медведев создания такой организации на своем нынешнем посту не успеет увидеть - тут надо года-два - но это все же его достижение.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции