За последние семь лет количество случаев физической расправы и террористических акций против христиан в Африке, Азии и на Ближнем Востоке увеличилось на 309%.
"Арабская весна" усугубила этот процесс, придав ему лавинообразный характер. К концу прошлого года 200 тыс коптов покинули свои дома в поисках укрытия от репрессий новых властей. Целенаправленные действия против христиан в Ираке, даже при наличии в стране контингентов НАТО, сократили их число с миллиона до менее чем 500 тысяч. По данным ООН, в Южном Судане, несмотря на вмешательство мирового сообщества, исторические места обитания покинули от 53 до 75 тыс человек. При этом шансов вернуться у них, как и у тысяч христиан - беженцев с Востока, практически нет - их дома сносятся и подвергаются грабежу.
Если в начале ХХ века рядом с великими для них святынями на Ближнем Востоке проживало 25% христиан всех конфессий, то сегодня их не более 5%. Обращает на себя внимание тот факт, что акты вандализма и физический террор часто совершаются при молчаливой поддержке или прямом содействии правительств мусульманских стран.
В этом отношении совершенно особое место занимает главный союзник Запада в регионе - Саудовская Аравия. В стране проживает более миллиона христиан, однако церкви и даже частная молитва в домах запрещены. Рейды особых подразделений религиозной полиции могут ворваться в жилища христиан и наказывать молящихся там людей.
В Египте против мирной демонстрации коптов, возмущенных расправами и репрессиями, применялись силы безопасности. Полицейские грузовики врезались в толпу протестующих, калеча людей. В результате были убиты 24 человека и более 300 человек ранено.
Попустительство и сочувствие исламистским радикалам, которые убивают не только христиан, но и тех мусульман и муфтиев, которые осуждают такие действия, похоже, парализовали общества многих стран на Востоке. Нина Шиа, директор Центра религиозной свободы в Гудзонском университете, считает, что сейчас христианские меньшинства во многих мусульманских странах "лишились общественной защиты".
Агрессивность и возросшее влияние салафитов заставляют отказываться от решительной защиты своих граждан-христиан даже правительства, традиционно лояльные к религиозным меньшинствам, - они боятся сами. Подобная ситуация складывается, например, в Иордании.
Всегда считалось, что наиболее терпимы к христианам в Израиле и Иране. На общем фоне гуманитарной катастрофы это выглядит действительно так. Однако в Иране десятки христиан были арестованы за то, что молились в "неположенных местах", то есть вне стен церкви. В Израиле христиане не могут пользоваться теми же привилегиями, что и граждане иудейского вероисповедания; не раз использовалась и практика квотирования количества монашествующих в православных монастырях.
Совершенно особым, катастрофическим образом складывается ситуация на территории Палестинской национальной автономии. "В палестинских городах, - комментирует президент Института Ближнего Востока Евгений Сатановский, - где до соглашений в Осло христиане доминировали, их численность неуклонно снижается. Процесс этот принял масштабы, которые заставляют говорить о дехристианизации Святой земли. В столице ПНА Рамалле, где христиане составляли более 90%, сегодня их чуть больше 10% . В Вифлееме не 85%, как было, а 12%... Последовательная исламизация Палестины организована местными исламистскими кланами и в полной мере поддержана властями".
Печальным курьезом выглядит то, что на фоне молчания христианского мира в защиту христиан выступает сегодня "Аль-Каида", чьи лидеры призывают не трогать христиан, чтобы не дать повода для внешнего вмешательства.
По оценкам журнала Newsweek, охватившая мусульманский Восток "христофобия" по своим масштабам и жестокости вырастает до размеров геноцида, на который всему миру пора обратить внимание". И здесь Россия не может оставаться в стороне, учитывая ее авторитет в арабском мире, и особенно в Палестине.
Что касается молчания Запада, то оно объясняется прежде всего политическими причинами. Принципиальная позиция по защите прав человека и религиозных меньшинств в странах победивших революций чревата серьезными осложнениями отношений с новыми режимами.
К тому же это будет косвенным признанием того факта, что Запад скорее плыл по течению, чем делал осознанные ставки на здоровые силы в мусульманском мире. Возникает и другой закономерный вопрос: кто же воспользуется плодами побед над автократиями Северной Африки и Ближнего Востока? Конечно, это мы увидим довольно скоро, но время для решения судьбы христиан, веками проживающих на Востоке, уже вышло.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции