Константин Богданов, военный обозреватель РИА Новости.
В Индии открылась выставка DEFEXPO 2012. На первый взгляд, визит российских торговцев оружием на Индостан в этот раз проходит в ореоле неудач на фоне прорывов западных производителей. Что же представляет собой российская позиция на индийском рынке военной техники?
Коллекционеры с Индостана
Индийский рынок оружия - это настолько отдельная история, что в сравнении с ней меркнут даже эпические рынки нефтяных монархий Залива. Если там покупают оружие направо и налево, лишь бы было красиво и дорого, то Индия делает то же самое, но с далеко идущим умыслом. Умысел этот приводит при принятии решений на закупки к крайне сложным песням и пляскам с большим количеством партнеров, в точности как в индийском кино.
Верховного бога в пантеоне индийских военных зовут "диверсификация". На практике это означает, что если на вооружении индийских ВС не стоит одновременно два примерно одинаковых образца военной техники из разных стран - то это досадное упущение, которое срочно надо исправить. (А то, что у этой техники будет на борту, - отдельный вопрос. По вопросу о согласовании состава этого оборудования иной раз впору международную конференцию созывать.)
Такое поведение отнюдь не вызвано экзотической восточной алчностью наследников раджей или типичным для региона желанием покрасоваться, чтобы "перед пацанами стыдно не было". Дели планомерно, десятилетиями, реализует четко сформулированную стратегическую линию: закупать подходящие образцы у всех, кто может их дать, - и вытягивать технологии. Только в отличие от Китая, не гнушающегося пиратским копированием закупленной техники, Индия довольно строго соблюдает правила лицензионной сборки.
Правда, обставляет соглашения таким количеством условий по локализации производства компонентов, передаче технологий и реинвестированию доходов подрядчика в индийскую экономику, что любого другого покупателя с такими запросами уже давно бы отправили проветриться и подумать о своем месте в мире.
Но индийский рынок настолько велик и вкусен, что мировые оружейные корпорации лезут на него, толкаясь локтями. Потому что цена одного конкретного соглашения легко может исчисляться миллиардами, а то и десятками миллиардов долларов.
Россия: провалы на поверхности
Последнее время фон российско-индийского военно-технического сотрудничества (ВТС) очень трудно назвать безоблачным. Постоянные претензии по сервисному обслуживанию техники - это еще полбеды: индийцы люди крайне привередливые. Но имели место и срывы сроков по целому ряду контрактов.
Среди них особенно выделяются флотские: перестройка авианесущего крейсера "Адмирал Горшков" (будущего индийского авианосца "Викрамадитья") и долгая история с передачей в десятилетнюю аренду атомной субмарины проекта 971 "Нерпа" (более или менее счастливо разрешившаяся буквально несколько недель назад).
За минувший год российские производители потерпели два болезненных поражения на индийских тендерах. В конкурсе на 22 ударных вертолета российский Ми-28Н проиграл американскому AH-64D. А в финал исторической "матери всех тендеров" MMRCA - битвы за контракт на 126 средних истребителей, сменяющих в ВВС Индии старый советский МиГ-21 - отечественный МиГ-35 даже не попал, уступив общеевропейскому Eurofighter Typhoon и французскому Dassault Rafale (последний, в итоге, и сорвал куш минимум на десять с лишним миллиардов долларов).
Особенно заметно в последние год-два на индийском рынке активизировались американцы. Контракт на вертолеты - только один из эпизодов, а ведь были еще поставки противолодочных самолетов P-8 Poseidon и соглашения о лицензионном производстве турбореактивных двигателей.
Каждый плывет по своей дорожке
Однако ничего сверх уже отмеченной нами склонности индийцев к диверсификации источников продукции военного назначения, за этими фактами не стоит. Успехи европейцев и прорыв американцев действительно обостряют конкуренцию в Индии, однако видеть в этом проблему для российского экспорта оружия несколько преждевременно.
Такая практика не нова. В той же боевой авиации Дели одновременно закупал европейский истребитель-бомбардировщик SEPECAT Jaguar - и советский МиГ-27. В конце 1980-х индийские ВВС (первыми в мире после советских) получили МиГ-29 - и в то же время осваивали французские Dassault Mirage 2000.
Стратегическая рамка выдерживалась и выдерживается очень четко: баланс основных игроков сохраняется. Картинка несколько замутилась из-за агрессивного вторжения оружейников США, решивших было, что они тут теперь самые желанные гости, однако им в Индии довольно быстро показали их место.
Попытки Lockheed Martin "впарить" (иного термина здесь не подобрать) очередную версию своих вечных F-16 в версии Super Viper были пресечены на корню - и тем обиднее, что выбранным, в итоге, оказался французский "Рафаль".
Равно как пресекли и попытку вскочить в "последний вагон пятого поколения" с F-35: в ответ на предложения американцев прозвучало, что Индия легкий истребитель пока что попробует спроектировать сама, а тяжелый у нее уже законтрактован - это FGFA, экспортная версия российского Т-50.
Кстати, заявленный объем закупки FGFA (250 машин) на данный момент более чем вдвое превосходит публично анонсированные планы ВВС РФ по приобретению самого Т-50. А параллельно продолжается и реализация соглашения по сборке в Индии тяжелых двухместных истребителей С-30МКИ - напомним, что это самый масштабный контракт отечественного авиапрома после распада СССР. Притом его история далеко не исчерпана: помимо возможной поставки дополнительных партий, Россия готовится предложить Индии так называемый Sukhoi Super-30 - пакет коренной модернизации для многочисленных Су-30МКИ.
И это только авиация. В области бронетанковой техники российские позиции сохраняются: попытка индийцев реализовать "национальный проект" танка Ardjun пока не приносит искомых плодов. Основой индийских танковых войск остаются советские Т-72М1 и российские Т-90С, произведенные (и производимые) на Индостане по лицензии.
Кстати, на DEFEXPO 2012 российская делегация представила новый пакет модернизации для Т-90, назвав его "по сути, новым танком". Как мы уже знаем, у отечественных генералов свое, особое мнение насчет реальной новизны этого танка, выражаемое категоричным приговором "семнадцатая модернизация Т-72" и отказом расширять его закупки для переоснащения российских войск.
Но, во-первых, эти аргументы относились к предыдущему варианту оснащения, а во-вторых, индийцы машиной вполне могут заинтересоваться: у них-то Т-90 выпускается и вовсе в старой комплектации.
На индийском флоте российское присутствие тоже существенно. Помимо упоминавшихся проектов с перестройкой "Горшкова" и арендой "Нерпы", Дели заказывает в России фрегаты типа Talwar (проект 1135.6) и палубные истребители МиГ-29К. Также следует упомянуть сверхзвуковую крылатую ракету BrahMos совместной разработки, которая нашла применение на только на флоте, но и в сухопутных ракетных частях.
Следующая серия на подходе
Долгие и плодотворные годы работы в сфере ВТС с Советским Союзом, а потом и с Россией, сформировали среди индийских военных довольно мощную группу влияния, ориентированную на углубление этого сотрудничества. И этот потенциал довольно полно раскрывается, притом взаимовыгодно.
В сущности, все, что Россия реально может поставить в Индию работающего и нужного ей, и так уже поставляется. Исключения крайне редки и связаны либо с давлением индийского военно-промышленного лобби, либо с глубокими связями с другими странами.
Хорошим примером будет рынок дальнобойных систем ПВО. Индия довольно охотно закупала советские ЗРК С-75 и С-125, однако сегодня ни в какую не идет на покупку систем серии С-300ПМУ - мирового стандарта де-факто в области дальней объектовой ПВО. Тут сказываются оба фактора - и "национальные проекты" в области зенитного ракетного вооружения, и плотное сотрудничество с Израилем в области ПВО и ПРО.
Так что бесконечное индийское кино продолжится: Дели впускает к себе на рынок всех достойных, но отпускает их крайне неохотно, да еще и ревностно следит, чтобы никто не сформировал монополии.
В этом смысле трудно переоценить навыки конкурентной борьбы с ведущими мировыми поставщиками, которые отечественные оружейники могут "накачать" в условиях такого восточного базара.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции