Наталия Григорьева
Картина "У нас есть Папа!" итальянца Нанни Моретти, обладателя четырех наград Каннских кинофестивалей разных лет – в том числе "Золотой пальмовой ветви" за фильм "Комната сына" (2001), выходит в российский прокат. Лента, в которой сам режиссер исполнил одну из главных ролей, претендовала на высшую награду Канн-2011 и собрала в мировом прокате более $15,5 млн.
После смерти Папы Римского кардиналы собираются на Конклав в Сикстинской капелле Ватикана, чтобы выбрать нового понтифика. На главной площади сотни верующих и журналистов с нетерпением ждут, когда из специальной трубы появится белый дым, оповещающий о том, что голосование окончено. Все проходит удачно, и новым главой Римской-католической церкви назначен кардинал Мельвиль (Мишель Пикколи). Коллеги сердечно поздравляют "победителя" и торжественно объявляют публике с балкона Собора Святого Петра: "У нас есть Папа!" Дело за малым – Мельвилю остается лично поприветствовать весь мир. Однако, вместо этого, новоиспеченный Папа сначала бледнеет, потом сползает по стенке, а следом заявляет пресс-секретарю (Ежи Штур), что принять сан не готов. Теперь ближайшему окружению Мельвиля нужно не только сохранить случившееся втайне от всего мира, но и переубедить Его Святейшество – для этого даже приглашают психоаналитика-атеиста (Моррети). Тем временем, воспользовавшись всеобщей суетой, Мельвиль совершает побег – оказывается, он всегда мечтал быть актером.
То, что в качестве центральной темы своего фильма Моретти выбрал такое сакральное действо, как избрание нового Папы Римского, может показаться неслыханной дерзостью. А придумать историю про то, как новый понтифик отказывается от должности, - чересчур смелый шаг даже для такого именитого режиссера. Чтобы картина была полной, стоит добавить, что "У нас есть Папа!" полон уморительных комедийных эпизодов: психолог задает Его Святейшеству вопросы о его матери (точно по Фрейду), а кардиналы играют в волейбол.
Впрочем, Моретти бережно, в деталях и с уважением показывает на экране то, что скрыто от глаз простых смертных. Конклав, со всей его торжественностью и верностью традиции, и священнослужителей, на которых возложена миссия выбора Папы и за решением которых, затаив дыхание, следят миллионы людей по всему миру. И даже в таких условиях они до конца и изо всех сил стараются удержать ситуацию под контролем, для чего идут на беспрецедентные действия. Сначала впускают в святая святых неверующего ученого, а потом заменяют сбежавшего Папу на охранника, чтобы тот ходил тенью перед окном для успокоения кардиналов.
То, что Моретти показывает служителей церкви не всезнающими мудрецами, а обычными людьми, ничуть не дискредитирует его героев. Если задуматься, никто из действующих лиц не сомневается в своих убеждениях: пресс-секретарь уверен в Папе, кардиналы уверены в Папе, люди, расставляющие палатки на площади перед собором и готовые сутками ждать пресловутого выхода на балкон, очевидно, тоже в Папе не сомневаются – даже когда ситуация выглядит совсем уж подозрительной. Доктор, разведенный и одинокий циник и безбожник, и тот продолжает верить в силу своей "кушетки" и "коллективного бессознательного", которое в итоге и заставляет пожилых священников разбиться на команды, натянуть поверх ряс футболки с номерами и перебрасывать мяч через сетку.
Что же касается Папы, который разгуливает в это время по улицам Рима, знакомится с театральной труппой и репетирует "Чайку", то ведь и он уверен в своем "начальнике" и в свой вере. Напротив, сомнение в себе и в своей готовности быть "первым после Бога" делают Мельвилю честь. Как и всем остальным в их стремлении подарить миру нового Папу. Как это ни парадоксально, но фильм Моррети – не антирелигиозная история, а, напротив, рассказ о глубоко верующих людях: в Бога, в его наместников на Земле и в психоанализ.