МОСКВА, 29 мар - РИА Новости. "У нас есть Папа" (Habemus Papam), фильм Нанни Моретти (Nanni Moretti) из прошлогодней каннской программы, не получивший ни одной "пальмовой ветви", но крайне благосклонно принятый прессой и впоследствии осыпанный наградами в Италии, выходит на российские экраны в четверг, сообщили РИА Новости в компании A-One. Ранее картина в России демонстрировалась лишь трижды - в рамках ММКФ.
"У нас есть Папа" начинается с конклава - заседания кардиналов в Сикстинской капелле, где решается, кто станет следующим понтификом. Кардиналы в это время полностью лишены связей с внешним миром (слово "конклав" происходит от латинского "cum clavis", то есть "запертый на ключ"), и о том, как именно происходят выборы главы католической церкви, любопытным остается только гадать. По версии Моретти, участники конклава проводят время главным образом за истовыми молитвами - о том, чтобы выбор, не дай Боже, не пал на них.
"Я постарался изобразить процессию кардиналов, их заседания в Сикстинской капелле и все связанные с голосованием процедуры как можно вернее - но, разумеется, у меня не реалистический фильм. Это мои собственные кардиналы, мой собственный конклав и мой собственный Ватикан, существующий исключительно в моем воображении", - настаивает во всех интервью Моретти.
Неминуемо возникающие параллели с избранием нынешнего папы, Бенедикта XVI, в 2005 году режиссер таким образом отметает, хотя сравнения напрашиваются: тогда, как и в фильме, одним из фаворитов был кардинал Франсис Аринзе из Нигерии, а исполняющий главную роль французский актер Мишель Пикколи (Michel Piccoli) очевидным образом загримирован так, чтобы его кардинал Мелвилль как можно больше напоминал Йозефа Ратцингера.
Разрешения на съемки в Ватикане Моретти не получил (в частности, потому, что, по свидетельству ведшего аналогичные переговоры Александра Сокурова, это обходится слишком дорого), так что Сикстинскую капеллу ему пришлось соорудить в павильоне, а прочие помещения позаимоствовать из дворцов и вилл в окрестностях Рима, в частности - из палаццо Фарнезе, где сейчас находится французское посольство.
"Фильм начался с того, что я вообразил себе сцену: новоизбранный папа останавливается в нескольких шагах от балкона, с которого только что произнесли ритуальную фразу "У нас есть папа!", но не находит в себе сил преодолеть жалкие метры, отделяющие его от площади, где ждут его появления десятки тысяч верующих и сотни телекамер, и в конце концов начинает рыдать, поняв, что нельзя стать представителем всех людей на земле, не отрекшись от самого себя", - рассказывает режиссер.
Сам он появляется в картине в роли психоаналитика, которого под покровом страшной тайны приглашает в Ватикан глава курии, осознав, что простые уговоры не способны заставить свежеизбранного понтифика преодолеть страх и явить себя пастве. Психоанализ в итоге терпит поражение: отпросившись погулять по городу, кардинал Мелвилль неожиданно сбегает и пускается в странствия по Риму. И пока ватиканская полиция сбивается с ног в поисках, психоаналитик, которого запирают вместе с прочими участниками конклава, чтобы он случайно не проболтался, вынужден развлекать раздраженных церковных сановников, играя с ними в карты, дискутируя и, наконец, устраивая во дворе чемпионаты по баскетболу.
"Все это снималось в ироническом ключе - но, в конце концов, с тех пор, как я начал снимать кино, я только и делаю, что издеваюсь - над своим поколением, над своими политическими воззрениями, над нашей национальной картиной мира. Я смеялся над собственной опухолью - почему бы мне было не посмеяться еще и над психоанализом, да и над ритуалами заодно?", - говорит Моретти.
В Ватикане к издевательствам отнеслись в целом снисходительно: на Ватиканском радио картину похвалили за безошибочно воспроизведенный церемониал, а в большинстве печатных католических СМИ сочли полезной притчей о выборе и сомнениях. Каннский фестиваль, где "У нас есть Папа" не получил никаких наград, в этом году пригласил режиссера возглавить жюри.
В прошлом Моретти удостаивался в Канне премии за режиссуру, за "Дорогой дневник" (Caro diario, 1994), и "Золотой пальмовой ветви", за "Комнату сына" (La stanza del figlio, 2001). В Венеции он получал "Серебряного льва" за "Сладкие сны" (Sogni d'oro, 1981), а в Берлине - "Серебряного медведя" за фильм "Месса окончена" (La messa e' finita).