БАНГКОК, 28 мар - РИА Новости, Евгений Беленький. Правительство Лаоса ограничило традиционное обливание водой в южнобуддийский Новый год тремя днями, при этом запретив населению пользоваться грязной, подкрашенной и ледяной водой.
В Лаосе, где у власти находится Народно-революционная (коммунистическая) партия, а в экономике главенствуют рыночные отношения, такие жесткие ограничения празднования Нового года вводятся впервые. Если в предыдущие годы правительство призывало население соблюдать общественный порядок во время празднования и воздерживаться от использования грязной воды для взаимного обливания, то в этом году ограничиваются сроки празднования и прямо запрещается использовать грязную, подкрашенную и ледяную воду. "Запрет вводится с целью снижения количества несчастных случаев и дорожно-транспортных происшествий в новогоднее время", - говорится в передовой статье правительственной газеты Vientiane Times.
Новый год по буддийскому календарю южной ветви буддизма одновременно празднуется в четырех странах Юго-Восточной Азии - Лаосе, Мьянме, Камбодже, Таиланде - и в одной стране Южной Азии - Шри-Ланке. По традиции, в дни праздника люди обливают друг друга водой в знак благословения и очищения от неудач и грехов прошедшего года.
Праздник приходится на середину апреля. В этом году официальное празднование выпадает по лунному календарю на 13-15 числа апреля. Во всех странах, где празднуется южнобуддийский Новый год, как минимум три дня объявляются выходными. Так как традиционно празднование идет не менее недели (с 12 по 19-20 апреля), иногда новогодние выходные превращаются в многодневные каникулы. Так, например, в Таиланде в 2010 году Новый год праздновали 10 дней, чтобы разрядить обстановку в Бангкоке, на улицах которого в это время происходило жесткое противостояние между оппозиционными демонстрантами и поддерживаемым военными правительством.
В последнее десятилетие Новый год в Таиланде, Лаосе, Камбодже и Мьянме все больше приобретает характер водяных баталий на улицах городов и поселков. Если в Мьянме и 30 лет назад можно было увидеть разъезжающие по городу джипы с установленными на них бочками с водой и ручными насосами, поливающие всех струями воды, то в Таиланде и Лаосе такое "оружие массового водного поражения" стало применяться относительно недавно.
При этом стало привычным использование воды, подкрашенной белым тальком или другими цветными порошками. По подкрашенной воде трудно судить о ее происхождении, поэтому нередко в целях экономии в бочки наливается не водопроводная вода, а грязная вода из каналов и других городских водоемов.
Распространение промышленно произведенного льда, который есть в любом магазине и стоит очень дешево, подтолкнуло многих к использованию ледяной воды. Особенно часто ледяную воду используют в засадах, когда автомобиль или мотоцикл заворачивает за угол или проезжает мимо подворотни и попадает под мощный водяной "огонь". Если автомобилисту при закрытых окнах такая атака не сулит никаких потерь, кроме грязи на машине (нападающие мажут машины раствором талька), то для мотоциклиста, даже едущего на небольшой скорости, струя ледяной воды в грудь и лицо может оказаться, и нередко оказывается, фатальной.
Наиболее интенсивные новогодние водные битвы с использованием самых современных водяных пистолетов и ружей, бочек, насосов и заплечных 20-литровых баллонов с водой запланированы в Таиланде: 12-16 апреля на улице Силом в Бангкоке и в Паттайе 18-20 апреля. Как правило, в них участвуют местные энтузиасты и множество иностранцев, в том числе россияне.
В Таиланде, с его разветвленной сетью шоссейных дорог, Новый год означает еще и большое количество серьезных ДТП по причине пьянства за рулем: в Новый год все тайцы, живущие и работающие вдали от родительского дома (а это, например, не менее трети населения Бангкока), едут на автомобилях через всю страну, чтобы отметить праздник в кругу семьи. При этом жесткого контроля состояния водителей до недавнего времени в стране не было. В последние годы на трассах стали устанавливать пункты проверки состояния водителей, однако технические средства, используемые дорожной полицией, пока сильно отстают от тех, которые используют ее московские коллеги.